863 Путівник з отцем Андрієм #74. Новый год

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • 00:00 Скоро Новый год. Человек до старости остается ребенком. Не нужно ждать ничего под Новый год, потому что уровень депрессии 1-го января прямо зависит от степени неоправданных ожиданий накануне. От календарных дат ничего само собой магически не меняется. Праздник отчасти хорош потому, что он достался нам в наследие от советской эпохи, в которой было очень мало неидеологических праздников. Новый год – был такое квазирождество советское, в котором все ощущали себя детьми. Так мы и получили его от той эпохи и инерционно продолжаем праздновать. Это хороший праздник. В нем много детского. Это подтверждение истины, что человек всегда ребенок. И это хорошо. Потому что «если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Что здесь опасно, то это ожидание новизны и та глубокая грусть утром 1-го января.
  • 00:02 Задача взрослых людей – сделать новый год Новым. Что ждать новизны от года, если новым ты стать не хочешь. Хочешь новизны снаружи, но сам меняться не хочешь, и ничего нового не хочешь. А что может быть нового? Мудрый Соломон говорил, что ничего нового не может быть под небом.
  • 00:03 Есть несколько новых вещей. Они возвещаются нам циклом праздников христианских. Например Рождение Христа от Девы. Это уникальное событие и вечно новое. Потому, что неповторимое и совершенно не сводимое ни на что другое.
    И Воскресение Христа из мертвых. Это есть действительно новое. Этого не было. Это истинная новизна.
  • 00:04 Хочешь иметь новый год? Проведи инвентаризацию прошедших событий и постарайся исправиться в том, что было в старом году. Лучший способ проводить старый год – это прочесть псалом покаянный «Помилуй мя Боже по велицей милости твоей» попросивши у Господа Бога прощения за грехи, совершенные человеком в году минувшем. Кроме этого прочесть Славословие Великое «Слава Вышнему Богу на земли, мир человеце благоволение, хвалим тя, благословим тя, кланяемся, славословим тя, благодарим тя великия ради славы твоея». Поблагодарить Бога за все хорошее, что он излил на нас из рога изобилия в прошедшем году. Ведомое хорошее и неведомое, заслуженное и еще более за незаслуженное хорошее. Потом когда президенты будут завершать свои выспренные речи, можно прочесть «царю небесный, душе истины, еже везде сый и вся исполняй», помолиться Духу Святому о том, чтобы он благословил нас вступающих в новое лето, лето благости Господней. «Господи благослови начать Новый год» Встреть Новый год без спиртного и в семье. Вот тебе и новизна. Неслыханная новизна. Ляжь спать не позже полвторого, максимально трезвым. Проснись пораньше, посмотри в окошко. Там тоже самое. Ну и слава Богу.
    Так что нас ожидает Новый год. И от нас зависит будет ли он Новым. Или останется старым, ветхим. Что нового ты внесешь в свой Новый год? Это зависит от каждого человека. Если ничего не внесешь и не пожелаешь искренно, то чего и ждать. Откуда оно возьмется? Ничего не поменяется кроме цифр в календаре.
  • 00:07 Кроме того – Новый год это условная дата, потому , что есть старый Новый год по юлианскому календарю, который празднуется на Василия Великого. И у греков разносит подарки не Николай, а Василий. Святой Василий Великий раздает подарки.
    Кроме этого мы празднуем Новый год в сентябре. 1-го сентября – это церковное новолетие. Мы его унаследовали от Римской империи. Существует также пятнадцатилетний цикл – индикт, когда подводились итоги жизни империи – финансовые, демографические, военные, административные.
    В древности новый год праздновали в марте. Евреи так и празднуют его до сегодняшнего дня. Считается, что март наиболее соответствует тому состоянию, когда мир вышел из рук Господних.
  • 00:09 От нас зависит насколько новый год мы заполним новизной. Во всем остальном это прекрасный праздник. Лишнее время побыть с семьей, пообщаться. Диалоги с радиослушателями.
  • 00:13 Вопрос. Можно ли подойти к епископу просто так и поклониться? Поклонился ему, он прошел, а сопровождающие священники начали меня бить.
    Ответ. Не могу прокомментировать. Я там не был. По видимому было еще что-то. По крайней мере я бы вас не бил.
  • 00:15 Вопрос(1). Послание апостола Павла к Тимофею, 5 глава. Непонятно о вдовах. Выходить ли замуж или нет?
    Вопрос(2). Когда читаю псалмы на старославянском языке, сильно устаю, и не понимаю то, что там написано
  • 00:16 Ответ(2). Вопрос, который задал апостол Филипп царице Эфиопской, «разумеешь ты что читаешь?». Чтение предполагает понимание, трудно читать то, что не понимаешь. Нужно прогрызть текстовую ткань, чтобы войти в область смысла. У православных есть такая фенечка – ты читай хоть и не понимаешь. Дескать бесы понимают и боятся. Мы не для бесов читаем. Нужно читать на старославянском, справляясь с переводом на русский или украинский. Лучше конечно читать на еврейском. Греческий текст уступает еврейскому по точности смысла перевода. Тем более славянский, русский и т.д. Нужно читать понимая. Чтение без понимания – это издевательство. Там где вы устали нужно остановиться и найти, поискать смысл. И в другой раз будешь читать с полным пониманием происходящего. У меня нет восторгов от сухого вычитывания без понимания.
  • 00:19 Ответ(1). Что касается вдовиц в учении апостола Павла. Истинная вдовица – которая молится Богу днем и ночью, а сластнопитающаяся (роскошноживущая) – заживо умерла. В церкви был целый чин вдовиц. Были девицы, вдовицы. Девицы посвящали свое девство Христу Иисусу , а вдовицы по смерти мужа оставляли себя в чистоте и не связывались другим браком, храня верность почившему мужу и храня верность Господу. И Павел пишет о том, что лучше им оставаться такими, какими они есть, но если не могут – пусть выходят замуж, рожают детей, занимаясь семьей. А иначе они привыкают ходить к друг другу в гости, празднословят, вникают в то, что не нужно, грешат одним словом. Павел разрешает выходить замуж. Проблема актуальна. Церковь имела вдовиц на своем попечении. Церковь питала, защищала, оберегала, держала возле себя. Важно то, чтобы человек был не по статусу вдов, а соответствовал духу. Такое высокое учение находим у апостола Павла. 
  • 00:23 Вопрос. В некоторых храмах над Царскими Вратами есть вместо привычной иконы Тайной вечери есть икона Первое причастие. Некоторых прихожан это смущает. Объясните значение этой иконы.
    Ответ. Суть иконы – преподавать учение Церкви в красках и образах. Икона это не орнамент и не декоративное украшение Церкви. Как раз менее догматически чистой является изображение Евхаристии а-ля Леонардо. Где за столом, кушают, едят. Это как раз более исторически неверная икона. Не было столов. Они лежали. Во-вторых она списана с Позднего Средневековья, образцов Западной живописи. Если критиковать что нибудь, то критиковать вот эти картиночки, где в западном варианте изображена Тайная Вечеря. А совершенно справедливо, совершенно догматически кристальна икона Евхаристии Христа подающего Святые Тайны под двумя видами апостолам. Такие иконы есть в Софиевском Соборе. Икона изображает не историческое событие в фактическом наличии, это не фотография. У иконы другие функции. Она преподает учение церкви. И вот именно Христос, преподающий свои Святые Тайны апостолам, а через них всем людям, это и есть выражение церковной веры. Именно под двумя видами причащались люди раньше. Священство причащается так до сих пор. В древнем чиновнике, в чинах древних литургий люди принимали отдельно тело и отдельно кровь. Каждый раз мы осознаем, что Христос нам это преподает. Когда поют херувимскую, священник читает молитву «никто же достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приступите к тебе». И в конце говорит: «ты бо еси, подающий и принимающий, приемлющий и раздающий». То есть ты приносишь жертву и ты приносишься. Принося и приносимый. Ты принимаешь и раздаешь. Мы ощущаем литургию, при которой Христос сам себя приносит в жертву, сам нам себя преподает, а через нас дает нам себя людям. Поэтому Христос причащает нас. Священник тоже молится «приди и дай мне Твоей невидимой рукой Святые Тайны, чтобы я причастился, а через меня дай их всем людям». Поэтому икона, изображающая преподающего Христа Евхаристию, она точно изображает Литургический смысл. Христос преломляет свою плоть и кровь в Таинстве Евхаристии и преподает ее апостолам. Причем, там Павел изображен. А Павел на Евхаристии не был. На той, исторической Евхаристии. А это и не важно. Потому что важно передать не исторический момент, а суть того что происходит.
    Безграмотность тотальна. Это грозит нам потерей веры. Икона – это выражение веры Церкви. Проповедь – это словесная икона. Пение – это благозвучная, мелодическая икона.
    Архитектура – зримые образы выражающие молитву Церкви. Икона – это проповедь в красках. Один священник сказал «ересью у нас считается, то что ты сказал, а нарисовать могут, что хочешь, ересью это не считается» Рисовать ведь можно тоже ересь. Или петь можно тоже еретически.
  • 00:31 Вопрос. Чоловік переніс психологічну драму – не виходить на вулицю, на роботу не ходить. Чи може допомогти церква?
    Ответ. Церква не безлика. Вся церква не може допомогти, а хтось конкретний з представників церкви. Людині потрібно психологічний комфорт створити, взяти на себе частину її тягара, поговорити з людиною щоб вона виговорилася. Горе, коли його висловиш стає вдвічі менше, бо другу половину ти перекладаєш на плечі того, хто тебе вислухає. Треба знайти таких людей. Дай бог щоб такі люди знайшлись.
  • 00:33 Вопрос. Вы говорили о том, чтобы молитвы и свечи не смердели. Мне кажется, что они воняют, потому что человек к Богу часто обращается не от любви к нему, а преследуют потребительский интерес.
    Ответ. Не только это. Есть люди, которые не веруют в вечную жизнь, а веруют только в то, что Бог только обязан помогать им в этой жизни. Конечно шкурность и потребительство вечный спутник человеческого рода. Но для того и есть церковь, чтобы поднимать человека выше. Одно дело верить в то, что Бог есть, отдать ему себя в жертву; верить в то, что Бог достоин поклонения ежечасного, не сколько просить, а благодарить. Нужен рост в вере. Мы не судьи человеку конкретному. Мы не можем сказать конкретно, что ты эгоист, плохо молишься. Мы можем сказать собранию людей, вообще. Можем сказать, что молитва может быть эгоистичной, а может быть бескорыстной и благодарной. И каждый услышав это, станет на суд произнесенных слов и по мере чистоты совести поймет, да это надо делать. “Отвергнут будет мой народ за недостаток ведения” (пророк Осия). То есть за недостаток знания, за недостаток правильности мыслей о Господе. Народ будет отвергнут, страшно отвергнут. Нужно именно ПРАВОСЛАВИЕ. Почему нужно такое красивое слово Право Славие. Правильно верить и правильно славить Господа. Не правильно прошу, но правильно славлю. Великая задача приближаться к этому идеалу.
  • 00:38 В прошлые передачи к вам дозванивался Дмитрий, он по видимому из протестантской группы. И он задает такие вопросы в рамках одной передачи на которые и не ответишь.
    Вопрос. Вопрос о книге, автор — евангельский христианин Дональд Ферберн « Иными глазами взгляд евангельского христианина на восточное православие». Интересна тем, что анализирует православное богословие на основе трудов К.Уэра, Лосского, Флоровского и т.п.
    Ответ. Человек, который звонил назвал книгу кого-то из евангельских христиан высказавшим свежий взгляд на восточную Православную Церковь. Эта тенденция и вдумчивые протестанты, которые читают не только Слово Божие, но все сопутствующее Слову, то есть комментарии, толкования и прочее. Это неизбежно и необходимо. Они безусловно будут открывать для себя сокровища восточной церкви и современные и древние. По мере углубления взгляд на Церковь будет меняться в лучшую сторону. По мере умножения грамотности и вдумчивости будет умножаться и любовь к Святой Православной церкви. Золушка начнет узнавать Принцессу.
  • 00:41 Вопрос. Почему православное христианство осталось на старом стиле календаря и не переходит на григорианский стиль?
    Ответ. Народ не принял, не захотел. Вопрос с переходом на григорианский стиль был связан с переустройством гражданской жизни. Декретом Ленина григорианский стиль был введен сразу после революции. Это воспринималось как слом народной и церковной жизни. Патриарх Тихон согласился с переходом на григорианский стиль, но поскольку делалось это не в духе любви, а в духе слома об колено всего святого, то люди этого не приняли. Потом, если в духе любви будет решаться этот вопрос с западным миром, то эти второстепенные вопросы решатся. Но изменение календарное воспринимается не только, как календарь, но как действие, направленное на соединение вер. А в данных условиях это вредно исходя из того, что это лишь упрочит позиции западного прозелетизма и расшатает бедных овечек православных, их и так надо учить и учить. Календарь это вещь относительная. У нас смешение календарей неизбежно приведет к размыванию литургической жизни. Сейчас этого не надо делать. Это подтверждается фактом, что уже введено было, но переход фактически не состоялся. Видимо Богу нужно, чтобы Православие не сливалось с западным христианским миром, и православному миру необходимо ради сохранения самой истины сохранять дистанцию. Иначе мы растворимся в этом мире. И это будет поражением для всего мира, а не только для нас.
  • 00:49 Вопрос. Вопрос о времени. Когда приходит время человеку каяться? Нас никто не учил.
    Ответ. Вам и награда будет больше, если вы употребите усилия. Надо уметь превращать свои недостатки в достоинства, за гроши приобретать бесценные богатства. На старости лет ты узнал, что Бог есть, что Христос воскрес. Ну и радуйся оставшиеся годы, не переживай. Благодари Господа и тебе вменится в правду. Вы не зря узнали Бога в пятьдесят лет. Неизвестно, что бы было, если бы вы узнали его в пять лет. То что есть и слава Богу. Бог знает время для каждого человека.
  • 00:54 Вопрос. Всевышний обращался к людям и обращается по различным каналам через священников, ангелов и т.д. Вы можете утверждать или опровергнуть, что этими же каналами не может воспользоваться дьявол? Через сны например.
    Ответ. Через сон Бог может вразумлять человека, через сон может дьявол соблазнять человека. В том то и сложность духовной жизни, чтобы чувства были научены различению добра и зла. Это серьезная вещь. Дьявол преобразуется в ангела света чтобы соблазнить. Все то, чем Бог нас может спасти и очистить, все это использует дьявол чтобы сбить с пути. Здесь дело величайшей осторожности. А какие признаки различения? Первое это нельзя быть доверчивым. Нужно иметь страх Божий и не верить себе. Когда человек верит себе и любит себя, он верит всему, что скажут и нашепчут. У самолюбивого человека и не возникает вопросов откуда пришел сон; «конечно от Бога, я же хороший». Доверие себе – мать всех искушений. Нужно недоверие к себе, страх Божий. Это уже защита. Тогда сокращается количество болевых точек у человека и дьявол не может ударить. Человеку надо знать, что он ведет борьбу не против крови и плоти, а против властей миродержителей века сего. Враг человека дух, сильный и умный. Мы сами не можем победить, если Бог не даст сил. Здесь гордиться нечем. Нужно взывать ко Христу, чтобы Он помог.
  • 00:58 Вопрос. Об идентификационном коде. Принял его не до конца понимая. Почему вопрос не освещается в эфире? Нигде этого не слышу.
    Ответ. На самом деле ситуация противоположна на 180 градусов. У православных людей есть сектантский страх против техники. В гораздо большей степени людей интересуют компьютерные штучки, нежели смысл священных текстов или вопрос чистоты причащения или вопрос правильного выстраивания семейной жизни или вопрос оплакивания своих грехов. Все это находится как раз на периферии сознания многих людей. А в центре сознания у них штрихи, шестерки, всякая околоевангельская пена. Не согласен с вами, что об этом нигде не говорится. Много говорится. Более того, об этом говорится так, что люди, которые говорят об этом, не о чем другом говорить не хотят
    Если быть категоричным, то тогда человеку нужно выйти из мира совсем. Цивилизация порабощает вообще человека. Глупо кричать про одну сторону цивилизации и умалчивать все остальное. Уйти от цивилизации – единственно честный выход. Коды первого и главного места в религиозной жизни не занимают. Нужно расстраивать и укреплять церковную жизнь, укреплять институт брака, нужно возрождать евхаристическую жизнь в полноте святоотеческой. Нужно проповедовать Евангелие!
  • 01:08 Вопрос. Коли була голова Церкви в Київській Русі і коли перейшла в Москву? Як це трапилось і із за чого?
    Ответ. Київські митрополити були безумовно главами, очолювали Руську Церкву, але Київ був зруйнований Батиєм. Потім занепав. Занепад Київа провдовжувався дуже довгий час і руські люди йшли на північ – Чернігів, Володимир. Кафедра київських митрополитів переносилась з місця на місце, тому що Київ був дуже близько до половців. В XVI сторіччі була утворена патріархія у Москві. До XVI сторіччя митрополити жили у Володимирі, Москві, але називались Київськими митрополитами. Потім було дві митрополії – Південно-Західна та Восточна. Потім в Південно-Західній митрополії виникло питання з Унією. Москва стала патріархією. Порядок кращє ніж хаос. А Київ вже і по імені втратив свою першість. Вперше він втратив її по факту, а потім по імені. Так Київ передав свою митрополичу славу на південь. Подобається це, чи не подобається, але це історични факт.
  • 01:12 Вопрос. На радио Эра была реклама пива, в которой сказали, что Сергий Радонежский тоже пил пиво.
    Ответ. Не слышал такой рекламы.
    Вопрос. Продаются иконки на которых у Матери Божией на плечах пятиконечные звезды, а во лбу шестиконечная. Ведь это неканоническая икона.
    Ответ. Я не видел.
  • 01:18 Вопрос. Рассказывая про упадок Киева, Вы умолчали, что Батый смог занять Киев, потому что Андрей Боголюбский за 70 лет до нашествия Батыя сжег Киев, причем специальная команда грабила церкви.
    Ответ. Это было стандартное поведение князей Руси, Киевских в том числе.
    Вопрос. Иконы не были приобретены чудесным образом, а наглым образом награблены.
    Ответ. Это и не говорится. Не говорится, что обретено. Забрано и увезено.
    Вопрос. Духовник в вашей церкви сказал, что это его наследство.
    Ответ. Совершенно не спорю с тем, что была куча грязи и подкупов. Но это было везде. Это не было уделом только владимирского князя. Точно также поступали и другие князья. Стандартное поведение грешного человека. История – это цепь и череда грязных событий, из которых Господь Бог умеет выстроить полезное. Я с вами согласен и не говорю, что история делалась руками в белых перчатках.
  • 01:24 Вопрос. Один старец объяснял: «Мы должны идти на Голгофу и сложить там свои головы». Почему так сказано?
    Ответ. В литургии говорится по-другому. «Помилуй нас Боже, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Просим Бога, чтобы Господь дал нам мирно пожить, исполнить заповеди христианские. В Литургии просятся совершенно другие вещи. Оттого, что мы сейчас позовем всех на Голгофу, на Голгофу еще меньше придет. Когда была эпоха мученичества, Господь говорил «когда вас гонят в одном городе, убегайте в другой». Не ищите страданий, страдания вас сами найдут. Христиане никогда не искали сами страданий, а уж если живешь по Богу – Бог даст тебе силы перенести страдания в нужное время. Но заранее говорить об этом, заранее готовиться – зачем? Все равно не приготовишься. Странная проповедь Православия.
  • 01:27 Вопрос. После смерти куда попадает душа до Страшного Суда?
    Ответ. Душа какая она есть, туда она и пойдет. Если она чистая, то пойдет к чистым, если сияющая, то пойдет к самым сияющим. Она пойдет к таким как она, прилучится к тем, кто похож на нее. И там будет находиться до Суда, в ожидании Воскресения мертвых. Души ожидают Суда. И окончательного Суда еще ни над кем не произнесено. Почему мы молимся за усопших? Именно поэтому. «Да прощается тебе ради веры их». Страшный Суд – это ожидаемое событие, а не фактическое. Человек попадает в духовным мир. Там ему открываются тайны, которые он слышал ушами, но не видел глазами.
  • 01:30 Вопрос. Можно ли человеку утром принять лекарство и причащаться?
    Ответ. Я думаю — да. Но это зависит от священника, который будет причащать. Не могу говорить за других, но я в этом не вижу проблемы.
  • 01:31 Вопрос. В четвертом стихе Покаянного канона «почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши». Что значит «блуд и гордость гониши»?
    Ответ. Гнать блуд и гордость значит действовать в духе блуда и гордости. А блуд и гордость – это главенствующие мотивы безбожного поведения. То есть прекрати жить так.
     

Описание составил Дмитрий Бурцев

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации