859 Путівник з отцем Андрієм #73. О Николае Чудотворце

A A A

  • 00:00 Сегодняшняя беседа о Чудотворце Николае. Николай требует защиты в этом мире. Потому что празднование памяти этого человека, без сомнения святого, преодолевшего все эпохи, все континенты. И вошедшего в каждый дом зацелофаненным, законфеченным и превращенного в масскультовую подделку. Стоит поговорить о том, как бы хорошо праздновать его, но по крайней мере задуматься над некоторыми вещами. Самое полезное в мире это хорошая мысль, самое вредное – плохая мысль.
    Что хочется сказать о Николае. Празднование памяти этого человека должно делаться с акцентом на то, благодаря чему он вошел в плоть и кровь христианской культуры и неразрывно связан с милосердием, с анонимной помощью. Откуда эти подарки и происходят. Николай был исполнителем Евангельских слов: «блаженные давать, нежели принимать», Такие слова, приписывая их Иисусу Христу, произносит апостол Павел. В Четвероевангелии мы их не находим, что говорит о том, что Павел слышал их от учеников Господних., которые не писали Евангелие. Они вошли в книгу Деяний. Насколько «блаженные давать, нежели принимать», пусть каждый спросит себя сам. Чувствовал ли кто нибудь радость отдавая. Если чувствовал, то при этих словах скажет «аминь».
  • 00:03 Отдавание приносит большую радость, нежели принимание. Поэтому при праздновании памяти мы можем переориентировать детей с принимания подарков на отдавание. Отдавать можно не только деньги или вещи. Отдавать можно молитвы, силы, заботу, переживание, даже добрую мысль.
    Подумать о ком то хорошо – это уже великое событие.
  • 00:04 Николай был человек напрочь лишенный желания раструбить о себе. Самое прочное доброе дело – о котором не знают люди, за которое не хвалят человека. Нужно беречь это сокровище, для того чтобы похвалу мы восприняли от Бога.
  • 00:06 Евангелие возвещает нам Бога видящего тайное. Нагорная проповедь говорит «помолись Отцу твоему втайне и Отец видящий тайное воздаст тебе явно». Николай был ярким подтверждением этих слов,о чем говорит минимальное количество биографических фактов которые нам известны. Вместе с ним в это же время ( IV век – время первого вселенского Собора) жило много людей, о которых мы знаем много ( в том числе и епископы). Например Спиридон Тримифунтский, Осия Кордубский, Афанасий Александрийский, царь Константин Великий(первый христианин на троне). Известность же Николая Мирликийского – это посмертная известность. В этом он похож на Пресвятую Богородицу, которая в Евангелии утаенная, в тени. Мы только видим ее Вифлееме в день рождества, видим принимающей подарки от волхвов, немножко видим под крестом. А все остальное – тайна; тайна смирения не выпячивающая себя на чужие глаза.
    Слава о почитании Николая проникает за пределы христианского мира. Его почитают и мусульмане.
    Мощи его хранятся в итальянском городе Баре. Доминиканские монахи служат свои службы и христианские священники служат литургии.
    Николай – всехристианский святой, объединяющий людей, во многом другом сильно отличающихся.
  • 00:11 О Ксении Петербургской.
  • 00:12 Николай Чудотворец известен как помощник заключенным в темнице.
  • 00:14 Хочешь почтить память святого – почти подражанием его деяниям Апостол Павел: «Подражайте мне как я Христу».
    Диалоги с радиослушателями.
  • 00:14 Вопрос. Чому люди не люблять Бога? Чому техногенщики рублять сук на якому сидять? Чому людські амбіції дають їм змогу знущатися над тваринами?
    Ответ. Справа в тому, що життя людське розташоване таким чином, що в першу чергу людині заповідається любов до людини (після Бога). Якщо ці дві заповіді виконуються, тоді людина цілком природньо має жаль до всякої тварини. Не знущається з тварини. Головне виконувати дві заповіді, тоді все вирівняється. В посланні до Римлян апостол Павло каже: «Вся тварь доныне стенает, стогнет» очікуючи усиновлення синов Божих. Тварь страждала завжди, навіть коли не було технічного прогресу. Технічний прогрес суттєво міняє ситуацію в гіршу сторону. Але не впрогресі головна біда. Біда в тому що согрішила людина. І разом з Царем Природи страдає все його Царство. Отже виправлення людини це шлях щоб “каждому дыханию было легче жить”
  • 00:18 Радиослушатель рассказывает о помощи Николая Чудотворца в исцелении родственницы.
  • 00:21 Вопрос. Что если в день святого Николая отец из жизни ушел, а на день Богородицы матушка умерла. Получается сочетание скорби и радости
    Ответ. Вся жизнь состоит из скорбей и радостей.
    Вопрос. Молитва оптинских старцев необычная и звучание не церковнославянское. Кто ее составил, она что авторская?
    Ответ. Все молитвы авторские. Кроме молитвы Господня «Отче наш», молитвы Семена Богоприимца «Ныне отпущаеши» и некоторых других, у всех молитв есть авторы. В основном молитвы писали два разряда людей – епископы на плечи которых ложилось попечение о пастве и они составляли молитвы для общенародного пения и чтения. Вторые – люди которые уходили в пустыни, чтобы общаться с Богом один на один. И мы пользуемся этой сокровищницей. Автор молитвы Оптинских старцев неизвестен(ХІХ век). Старцы знали нужды современного человека, знали его торопливость, суетливость, замученность. И вложили в эту молитву много очень красивых и правильных смыслов. Таких молитв, близких к нам по времени создания несколько. Например молитва Филарета Дроздова: «Господи не знаю чего мне просить у тебя, ты один знаешь что мне потребно..» Есть молитва старца Парфения Киевского(ХІХ век), молитвы Дмитрия Ростовского, Тихона Задонского.
  • 00:24 Вопрос. Об исповеди. Исповедовалась вечером. Можно ли причаститься утром на литургии?
    Ответ. Покаялись накануне. Проведите трезвенно оставшуюся часть дня , а на утро причащайтесь.
    Вопрос. Если на исповеди нельзя выговорить то чем согрешил?
    Ответ. Сказать суть. Деталей не нужно. Надо грех назвать по имени, вытащить его из себя. И нужно положить намерение бороться с этим грехом, не возвращаться к нему.
  • 00:28 Вопрос. Как человек знает, что он спасен? Внушает себе после покаяния?
    Ответ. Самовнушением заниматься не стоит. Внушать себе радость о том, что спасен это дело психически ненормальное и опасное. Если радость есть и есть ощущение близости к Богу, если есть переживание благодатное о прощении грехов, окрыленность, не нужно из себя вымучивать, выдавливать эмоции. Православная церковь категорически против духовного фантазерства.
    Вопрос. Ватикан раскаялся за крестовые походы и инквизиции. Раскается ли он за раскол Православной церкви 1596 года (Брестская Уния), за богослужения Шептицкого в честь пана Гитлера
    Ответ. Что касается Ватиканских извинений, то Брестская Уния – не единственная Уния. Никаких особых извинений по этому поводу не было, хотя Ватикан признал, что Унианальная политика в 16 веке это тупиковый путь. Ватикан заявлял официально, что путь создания Уний и присоединения к католической церкви православных общин путем Унии – это тупик и он исторически не дал ничего хорошего, кроме болезней, проблем и несчастий и богословских коллизий.
    Что касается митрополита Андрея Шептицкого и его речи Гитлеру, то он был не один, кто прельстился Гитлером. Люди бывшие убежденными антисоветчиками не удержались на том балансе трезвости духовной, чтобы не поприветствовать крестовый поход германской армии против, как они говорили, жидо-большевистской диктатуры Сталина.
    Поэтому и некоторые зарубежные православные приходы приветствовали лязг германских гусениц. В ту эпоху мало кто имел парящую душу, чтобы воспарить и сверху посмотреть на проблемы. Многие имели обиду, злобу и ожидание свержения большевиков любыми руками. Но почему то Бог дал победу большевикам. Парадокс истории. Извинений по поводу речи Шептицкого не было.
  • 00:33 Вопрос. Виктор из Севастополя не может найти себя здесь, в этой жизни.
    Ответ. Потерпи. Найди себя. Не спеши уходить из этой жизни. Ходи в храм каждый день. Попробуй помочь кому нибудь, кому хуже чем тебе.
  • 00:38 Вопрос. Може нечиста сила проникати в думки людей, втручатися в них, нав’язувати свої ідеї
    Ответ. Нав’язувати може, а проникати в глибину думок – ні
    Вопрос. Чи можна вважати лик Туринської плащаниці істиннимликом Христа?
    Ответ. Це питання смаковне насправді. Якби вчені доказали, що так воно і є, то ви не зобов’язані вважати цей лик за історично справедливим. Це не питання, яке формує нашу віру. Так чи інакше наша віра не прив’язан до Туринської плащаниці. Наша віра від Духа Святого. Нас Дух Святий навчив пізнавати Бога в Іісусі.
    Вопрос. Чи правда що під кінець світу не буде монастирів зовсім?
    Ответ. Вони то будуть, та що буде в них то друге питання.
  • 00:40 Вопрос. У Матфея в Евангелии сказано: «милости хочу, а не жертвы». Объясните.
    Ответ. Это прямая цитата Иисуса Христа из книги пророка Осии «милости хочу, а не жертвы и Боговедения более чем всесожжения». Говорится это о том, что если внимание ветхозаветного еврея было приковано к богослужению, к принесению жертвы в храме, но за пределами храма проявлял коварство, хитрость, обманывал в купле-продаже, то надеялся, что жертва его оправдает. Это неправда, потому что милость, любовь, сострадание – это больше нежели жертва. Жертва – то законная жертва в храме, жертва повинности, жертва за грех. И когда жертве придавалось слишком большое значение, и это значение вытесняло религиозные требования из жизни человека, то люди грешили, но извинялись. Об этих людях говорил пророк Осия, а Иисус Христос цитировал его.
  • 00:42 Говорит Виктору что в храме видят нас родители и в храм надо ходить.
    Вопрос. Хочется в воскресенье попасть на службу в разные храмы. Подскажите.
    Ответ. В течении одного дня можете ходить только в один храм. А в течении месяца посвящать себя посещению разных храмов. Но хуже всего во всем этом – стоять в одном храме, а думать про другой. Это душевное состояние нужно истребить и выгнать. Пребывая в одном храме, концентрируйтесь на происходящее в нем.
  • 00:49 Вопрос. В молитві “Отче наш” яке ім’я ми повинні святити?
    Ответ. Ім’я Батька – це Син. Царство Батька – це Дух. Отець не Сам, але з Сином і Син вічно з Отцем і Син є Слово. Це Слово яке вічно є у Отця, яке є його Син. Це і є його живе ім’я. Коли Христос говорить, що він явив ім’я Отця людям, це не значить, що він прошепотів на ухо таємне ім’я і тепер вони знають якусь тайну про Бога як його звати. Всі імена які відомі про Бога були в Старому Завіті. Христос в цьому відношенні нічого нового не зробив. Христос явився в світ і він є живе ім’я свого Отця.
    “Да святиться ім’я твоє” – це стосується прославлення Сина Божого – Логоса, другої іпостасі. “Да прийде царство твоє” – це про Духа сказано. Тому що Царство Боже це не їжа і питво, а радість і мир у Дусі Святім. Якщо питанням ви натякаєте мені на слово Яхве то це невірно, тому що по імені Батька називають тільки чужі люди. Діти називають Батька Батьком.
  • 00:52 Вопрос. Зовут меня Эдуард, крестили меня Михаилом. Почему так?
    Ответ. То что вас крестили Михаилом, а не Эдуардом, то это наш некий страх пред западом не всегда обоснованный и мотивируется тем, что у нас в святцах таких имен нет. Но это от плохой информированности. Потому что есть святой Эдуард, пострадавший за Христа в те времена, когда Церковь была едина. Он есть в святцах.
    Вопрос. Можно ли выражаться крепким словцом за рулем?
    Ответ. Что касается матерной брани за рулем, то лучше научиться эвфемизмами заменять. Например «а чтоб тебе было хорошо», «куда ж ты поехал раб Божий» и т.д. Если научитесь заменять, то и концентрироваться будет нечему. Это первый шаг. Чтобы из уст не вылетала грязь. А второй шаг, как справиться с сердцем, когда с уст ничего плохого не сорвалось. Тут нужно больше усилий применить.
  • 00:56 Вопрос. Христос сказав, що настане час коли кожний дасть відповідь за свої гріхи. І в той же час є версія, що можна відмолити гріхи померлих

    Вопрос. Іісус каже: ”Чого не попросите во ім’я моє вам дастся”. В той же жас є ряд молитв до інших святих. Чи не суперечить це твердженню Христа?
    Ответ. Воно суперечить тільки зовні. Наприклад ваше друге запитання певною мірою відповідає не ваше перше запитання. Якщо ви віруєте, що душа людська жива і по смерті, і якщо душа грішна і не може найти спокою з Богом, яле як ви процитували Писання “якщо зголосяться чи двоє, чи троє з вас просити якусь річ у Отця Небесного, то дасться їм”. То чого, якщо двоє чи троє зголосились просити Бога помилувати вашого родича, який був христианином, але не дуже добре жив, то чого б нам Бог не дав, якби ми за нього з любов’ю помолились. Відповідь частково готова, якщо ви зможете прийняти. До святих вас ніхто не змушує молитися, тому що це цілком питання віри і перебування в церкві, і залежить від інтенсивності віри людини. Тут не має ні якого догмату. Головне кайся Богу, віруй во Іісуса. Потім все прийде і питання знімуться. Поволі все відкривається людині. Церква вірує, що душі людей по смерті живі і наша молитва досягає тих душ так само. Найпростіший і найправільніший спосіб – жити по вірі і увійти у вічний спокій по смерті, але це не забороняє нам молитву за померлих. Ми віримо, що ця молитва має свою ціну.

  • 00:59 Вопрос. Есть выражение: «Мы говорим там, где говорит Библия, и молчим там, где Библия молчит». Это о молении святым. В Библии нет такого.
    Ответ. В Апокалипсисе изображается жертвенник Господний, под которым находятся души праведников, которые вопиют к Богу совершая свое моление. А во вторых в Апокалипсисе же изображается чаша фимиама на которую кладется ладан и воскуряется перед Богом и этот фимиам есть молитва святых. Не нужно быть поспешным в высказываниях.
    Вопрос. “всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите”. Насчет “всегда радуйтесь”. Вы говорили насчет духовного фантазерства
    Ответ. Эта триада нераздельна и закончена. Это есть воля Божия о Христе Иисусе у вас. О духовном фантазерстве. Конец мира в общих чертах возвещен. Когда он будет возвещен – это вопрос. И детали процесса – это тоже вопрос. Злые и добрые будут расти до жатвы. В притче Христовой о сеятелях и жатве говорится о том, что плевелы поднялись вместе с пшеницей, и ангелы просили, чтобы вырвать их, прополоть жатву, но было запрещено им, чтобы случайно они не вырвали вместе и пшеницу. Пусть растет и то и другое до жатвы. А когда будет жатва, Господь говорит, чтобы они связали отдельно и то и другое.
    Вопрос. Мысль: «наивысший мотив христианского поведения заключается в том, что мы должны поступать так, чтобы по причине нашего примера никто не мог погибнуть». Я насчет того что мне плохо, а я должен всегда радоваться
    Ответ. Хорошие слова. Но радость должна быть, как и все остальное, не фальшива и натужна. Если у вас получится непрестанно, в полном смысле слова, молиться и за все благодарить, тогда видимо это и будет вашим постепенным вхождением во всегдашнее радование. Но если у вас сегодня не получается благодарить(например за то что вас выгнали с работы) за все, да и молиться постоянно вы не умеете, То и радость у нас не может быть уже сегодня, уже сейчас. Мы стремиться к ней должны. Это призыв, это повеление. Но изображать из себя то, чего нет по факту. Это дело обезьяны, а не человека.
    Это дело антихриста показывать себя тем, кем ты не есть, изображать из себя милосердного если ты жесток. Изображать из себя молящегося, будучи внутри холодным. Натужно выдавливать из себя христианские чувства – духовно нечестиво. Повеление апостола в силе, но тяжесть повеления не отнимается. У апостола Павла мы находим моменты, когда он был печален, когда душа была под тяжестью. Но он не был подавлен и удручен. Театральничать в отношении религии не нужно.
    Вопрос. «если бы церковь прожила в соответствии своему призванию целый день, то к ночи мир бы обратился».
    Ответ. Христос не дает нам такой смелой перспективы, что все обратятся если бы церковь прожила целый день как положено. Такого ободрения я не нахожу для себя. Наоборот, «не бойся малое стадо». И когда Сын Человеческий придет на землю, найдет ли веру.
  • 01:08 Вопрос. Хочу задать Дмитрию вопрос, а если Бог живет в нерукотворных храмах. Я думаю Бог живет у нас в сердце. Это храм наш. А в церковь нужно ходить.
  • 01:09 С добрым приветом к Дмитрию. При изучении Библии какими трудами он пользуется? Сам ли он доходит до всего в Писании или читает труды. Там попахивает какой то неправославной церковью.
    Вопрос. Как быть со свидетелями Иеговы?
    Ответ. Это не та группа людей с которыми можно вести честный диалог. Эта такая группа людей с которыми, по словам апостола Павла, разговор должен прерываться после первого, второго увещевания. Это бесполезное занятие. Всякое растение, которое не Отец посадил, искоренится.
    Что касается Дмитрия, я дерзну вместо него сказать, он потом подтвердит, что есть протестантский лозунг, лютеровский. Лютер сказал – только Писание(solo sсriptura) и есть протестантский догмат, согласно которому Писание объясняется Писанием. Это сомнительный лозунг. Апостол Павел трижды и четвертое под вопросом, цитирует языческих авторов. Он свободно привлекает источники из небиблейского материала. У протестантов Писание объясняется Писанием, но при этом у них написано множество различных книг, некоторые из них довольно интересны. Есть такой толкователь Бартли. Он не стесняется цитировать блаженного Августина, св. Григория Назианзина (Gregorios Nazianzenos). Тут два варианта. Либо Дмитрий с друзьями изучает Библию исходя из самой Библии, в силу догмата этого отца по имени Мартин Лютер, либо они как ширококругозорные молодые люди привлекают разные источники. Скорее всего круг чтения ограничен какими то доктринальными вопросами. Может быть это протестантское или баптистское богословие. Пусть изучают. Это святое занятие. Глядишь да и будет все хорошо.
  • 01:13 Вопрос. У моего сына имя такое же как и у отца. В народе говорят, что это плохо.
    Ответ. Успокойтесь. Это чепуха.
    Вопрос. Была сложная ситуация с мужем. В Киево-Печерской Лавре есть намоленная икона Богородицы. Говорили, что попросишь, то и происходит. Семья восстановилась.
    Ответ. Вы помолились Божьей Матери. Вскрылся гнойник
    — Я просила, я умоляла и в итоге пострадала я.
    — А чего вы пострадали
    — Оттого что я узнала
    — Вы так или иначе бы страдали. Слава Богу что хорошо решилось.
  • 01:17 Хочу заметить тем людям, которые с хитростью подходят. Это как библейский эпизод: «Должно ли подавать? К Дмитрию относится.
    Вопрос. Будучи в Киево-Печерской Лавре заметил, что бабушка катала яйцо по иконе. Не знал как поступить.
    Ответ. Там есть послушники, которые наблюдают за дисциплиной в пещерах. Надо было сказать или ей или служителям. Это дело надо пресекать.
  • 01:19 Вопрос. Іісус Христос казав, що “я прийшов во імення свого отця, та мене не приймаєте ви” Хочу провести аналогію коли Моісей був посланий до фараона, то до ізраільтян він прийшов, як посланець від Бога, якому імення було Ієгова.
    Що означає саме ім’я Іісус, і як перекладається ім’я Ієгова
    Ответ. Ім’я Іісус – Іегошуа означає Господь Яхве спасає. Ім’я Яхве – Ієгова походить від єврейського слова hajah (хайа) – «життя». Означає “той хто живе” Ім’я Ієгова присутнє, як складова частина, в багатьох ім’ях. Наприклад Ілія. Це означає Господь є Бог. Наприклад Ісайа. Але, книга Діяній (4 глава, 12вірш) “ немає інакшого імені під небом, крім імені Іісус Христос, яким би подобало спастися. Ім’я Іісус Христос – найсвятіше ім’я на землі. Святіше від імені Ієгова, святіше від імені Саваоф, святіше від імені Адонай, святіше від імені Елогім. І не тому воно святе, що там є складова частина Яхве, а тому, що це ім’я носив Син Божий рівний Отцю.
  • 01:21 Вопрос. Расскажите пожалуйста о Святогорской Лавре.
    Ответ. Это меловые горы на берегу Северского Донца, которые были заселены монахами в незапамятные времена. Монастырь был расстроен в XVIII – XIX. В нем были развиты монашеские традиции подобно Киево-Печерской Лавре. Было много затворников, ушедших совсем от мира на монашеский подвиг. Есть собор святых, которые просияли святостью и известны как люди праведные и молитвенные перед Богом. Пострадал и разорен в советское время. Восстановлен, отстроен. Многочисленная братия. Одна из главных святынь восточной Украины. Кто ездил – в духовном восторге. Одна из трех Лавр в Украине – Святогорская, Киево-Печерская и Почаевская. Одна из пяти на Руси – еще Александра Невского и Троице-Сергиевская. Лавра – это большой монастырь, отличающийся большим количеством монахов и большим вкладом в духовную жизнь.
  • 01:24 Вопрос. Чем отличается понятие «грех» от «порока»?
    Ответ. Это отчасти синонимичные вещи. Царь Давид когда каялся в своем грехе, то он в псалме 50 говорит, что «беззаконие мое аз знаю и грех передо мной есть выну». Грех – это общее имя всечеловеческой порчи. Грех – это та порча, которая вошла в человечество через его праотца Адама, и затем из отравленного источника, грех как поврежденность природы, поврежденность ума растеклась по всему человеческому роду. А разновидности греха могут называться по разному, в частности, пороки. Пороки – это наши личные недостатки, которые наиболее заметны, наиболее болезненно нами переживаются и являются ближайшими нашими врагами. Пороки можно классифицировать. Главенствующим названа гордость, потом тщеславие, злопамятство, плотские грехи, начинающиеся с пресыщения и заканчивающиеся прелюбодеянием.
  • 01:27 Вопрос. Гріх, коли протестанти називають своїх дітей Іісус?
    Ответ. Я вважаю – це гріх. Ім’ям Іісус якби називали б дітей і старозавітні часи можна було б зрозуміти. А сьогодні, коли ім’я Іісус освячене Сином Божим, коли він взяв це ім’я на себе, і воно надбало унікальності, цієї зухвалості я не розумію. Тут нема страху Божого.
  • 01:29 Вопрос. В телепередачі поясняли про останні часи, що “будуть двоє на полі – один візметься, а другий полишиться”. Поясняли буквально, що коли будуть катаклізми, люди будуть найсправді зникати з землі. І на землі залишаться погані люди, які будуть переживати катаклізми які будуть.
    Ответ. Дивне тлумачення. Кінець земної історії і початок вічності в яку має вступити людство рано чи пізно, має ознаменуватися воскресінням мертвих. Була би жахлива несправедливість, як би у вічність увійдуть тільки ті люди, які будуть учасниками останніх історічних подій. В тім то і суть справи, що мертві воскреснуть. Земля віддасть своїх мертвих. Люди піднімуться з гробів, як Ізеєкіль бачив в пророцтві.
    Євангельський вислів говорить, що грішники і праведники будуть жити разом до кінця і ніхто їх не розділить. Праведники теж будуть терпіти. Апокаліпсис каже “тут терпение и вера святых”. Говориться “Якби Господь Бог не скоротив в майбутньому цей час, то від тої скорбі на землі не спаслась би ніяка плоть”. Заради вибраних людей Господь стисне ці строки невимовного жалю. З почутим вами тлумаченням я не погоджуюсь.
  • 01:29 Вопрос. Сама из Донецка и хотела бы сказать о Дмитрии.
    Ответ. Чего вы все к нему прицепились. Звонит человек. Ему интересно. Люди разные звонят. Мы не можем лишить их этой возможности. Наоборот мы видим широкий спектр вопросов. Мы даем возможность людям спросить о том, что их тревожит.

Описание составил Дмитрий Бурцев

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации