855 Путівник з отцем Андрієм #72. О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

A A A

  • 00:00 В начале общения будем читать отдельные тексты из Святого Писания – отрывки из послания апостола Павла, которые говорят о бессмертии души. Это чрезвычайно важно, потому что если мы только в этой жизни надеемся на Христа, как говорит апостол Павел: «мы несчастнее всех человек». То есть если мы все свое упование переносим в эту видимую реальность и имеем бесчувствие к будущей жизни, то это печальное явление. Человеку обязательно нужно предчувствовать будущую жизнь. «Иной мир тебя душа ожидает» — говорится в одном из церковных песнопений. Апостол Павел имея глубокий духовный опыт общения с Христом и проникновения в тайны духовного мира делится с нами своим опытом. Немногословно, но очень ярко. В послании К Филиппийцам он говорит о том, что жизнь для него это Христос, а смерть – приобретение. Так о смерти мало кто говорит. Перед этим он еще больше нас удивляет. В послании из уз он говорит, что некоторые слыша что Павел в узах приходят к нему, ободряются его примером и бесстрашно проповедуют Евангелие Христово. А некоторые слыша, что Павел в узах тоже проповедуют, но по желанию спорить, из зависти. Однако Павел говорит: «ну и что до того, как бы ни проповедовали Христа притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться».
    «Если же жизнь по плоти доставляет плод моему делу то не знаю что избрать; влечет меня и то и другое. Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша в Иисусе Христе умножилась через меня при моем вторичном к вам пришествии» Здесь он говорит, что его влечет и жизнь и смерть с некоторой по равности силой, не зная что избрать. Хотя избирать ему не приходилось. Это не более чем оборот речи, поскольку он доверяя Богу жил столько, сколько Бог отмерил. Важно что жизнь во плоти разделяется от жизни вообще. Кроме жизни во плоти есть еще жизнь иная.
  • 00:04 «Мы спасены в надежде» — говорит он в послании К Римлянам. « Начаток духа мы имеем в себе» — то есть живем воздыхая, обремененные телесностью и греховность продолжает тревожить человека. Потому что не знаю что делаю; не то что хочу делаю, а то что не хочу делаю ибо грех во мне живет. Жизнь во плоти это наказание, если угодно, отчасти; хотя это и благословение в тоже время. Разрешиться от тела несомненно лучше, но это говорит Павел. Такая радостная мысль о смерти. То есть сколько страха перед смертью у человека. Смерть великий экзамен проверить свою веру. Многие из тех, которые смотрят сверху вниз на смерть жутко удивятся в последний день и испытают страх который не подозревают. Тут не до чрезмерной смелости, пренебрежения смертью, здесь надо испытать себя по настоящему. Апостол Павел дошел до этого состояния изнутри, а не снаружи. Это была прижизненная близость к Господу, которая давала ему дерзновение. «Однако оставаться во плоти нужнее для вас…» — так он говорит в послании К Филиппийцам. А в послании К Коринфянам он говорит несколько по другому. Он говорит: «мы знаем, что когда земной наш дом – это хижина(скиния по греч.) разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах. Дом нерукотворенный вечный. Того мы и воздыхаем желая облечься в небесное наше жилище». Живя в хижине мы воздыхаем под бременем, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог. И дал нам залог Духа. То есть не полноту еще, а залог. Полнота дана всей Церкви, а отдельному человеку дан залог, то что частично дается наперед, с тем что если он будет найден верным выплатить ему все остальное. Это некая предоплата, которая дается, чтобы человек не унывал, а знал по вкусу наперед что его ждет в полноте.
  • 00:08 Мы благодушествуем и желаем выйти из тела, и водвориться у Господа. Потому ревностно стараемся водворяясь или выходя быть Ему угодным. Ибо всем нам должно явиться пред Судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому что он делал живя в теле. Именно эти слова ободряли христианских мучеников, когда они видели перед собой лично для них приготовленные орудия пыток. Водворения у Господа и выход из тела они ждали как торжественный выход из тела и водворение у Господа. Иначе невозможно представить источник мужества. Апостол Павел говорил, что он дошел до безумия, доказывая свое избранничество. И пришел к видениям и откровениям Господним, где он говорит, что я знаю человека во Христе, который был восхищен в рай и слышал неизреченные глаголы, которые невозможно человеку пересказать. Это он о себе говорит в третьем лице. Очень важно! Часто апостолы передавали свой опыт говоря о себе в третьем лице. Здесь апостол Павел говорит: «я знаю некоего человека». Хотя говорит о себе. Несомненно. Постоянно так поступает Иоанн Богослов. Почему в третьем лице? Во первых человеческое качество рожденное смирением, во-вторых благодатный опыт не терпит «Я»канья. Если человек обладает неким сокровищем то он его хранит и старается его не транжирить. Это по Евангельски. Иметь смирение в себе и бояться.
    У апостола Павла был опыт хождения в иную реальность. Он не замыкался на нашем мире, который виден, который доступен чувствам. За пределами мира доступного пяти чувствам есть иной мир, мысленная реальность, умопостигаемая. И есть благодатная реальность, которая доступна душе, некоему сокровенному внутреннему человеку, куда телесные чувства не проникают. Имея такой опыт человек меняет взгляд на всю окружающую жизнь. Он тогда по другому относится и к болезни, и к смерти, и к жизненным ситуациям связанным со страхом, с опасностью, с радостью. Его не так веселит то, что веселит другого потому что он знает другую радость. Личный благодатный опыт должен быть у каждого верующего человека, но у каждого он уникален и он свой. Он может быть разной степени интенсивности, глубины, разной степени проникания. Но понимание писания, механизмов духовной жизни должно быть у каждого. Чтобы человек право мыслил, право правил внутри своего внутреннего церковного храма. Есть иная жизнь, иная реальность которая ожидает человека. Надо готовиться к этой жизни. Псалом говорит: «смерть грешников люта». А с другой стороны человек готовившийся к этому, готовится к тому, чего не до конца знает.
  • 00:18 Диалоги с радиослушателями.
  • 00:22 Вопрос. Відомий український письменник правозахісник Євген Свиристюк сказав, що Українська Православна Церква не візнає голодомору 32-33 років як геноцид українського народу
    Ответ. Це не вірно що ми не шануємо пам’ять людей померлих від шучно створеного голоду 32-33 років. Служиться паніхіда і приноситься молитва за їхнє упокоєння. І це має характер всецерковний. Ця заява абсолютно не вірна. Питання може виникнути до слова “геноцид”, тому що комуністична система не переслідувала окремі нації і народності. Вона переслідувала людей за ідеологічним принципом. Якби українець українця не катував, тоді б можна було б вести мову про геноцид. Справа в тому, що українців серед партійних працівників було достатньо. Тому пан Свиристюк вас ввів в оману.
  • 00:25 Вопрос. Чи можна попасти до Вас на бесіду?
    Ответ. Можна. Якщо ви в Київі. В Недільні святкові дні в парафії Агапіта Печерського у парку Пушкіна у місті Київі. Будь-ласка приходьте.
  • 00:26 Вопрос. Почему во время чтения Евангелия не продают свечи и т.п.?
    Ответ. Богослужение неоднородно и в богослужении есть части более важные – например чтение шестопсалмия, Евангелия, Евхаристический канон или проповедь. Поэтому в храме прекращается всякая другая деятельность с тем, чтобы человек максимально сконцентрировал свое внимание на участии в богослужении в его самых значимых частях.
    Вопрос. Протестанты крестятся второй раз. Что это за собой влечет?
    Ответ. Что касается людей взрослого возраста, которые приходя в протестантизм крестятся, то крещение церковью исповедуется «единое крещение во оставлении грехов» в Символе Веры независимо от возраста. Человеку крещенному в детстве, но не наученному вере в силу различных причин предстоит вхождение в церковь через покаяние и воцерковление. В случае протестантов мы не признаем это крещение во-первых, а во-вторых признаем греховным желание во взрослом возрасте еще раз входить в воду, поскольку это уже было совершено во младенческом возрасте и не важно, что ты не помнишь этого. Если ты сейчас познал Господа и хочешь с ним примириться, а уже по факту ты уже крещен, тебе открыта широкая дверь. Лествичник говорит, что слезы после крещения важнее самого крещения. Есть крещение кровью, есть крещение слезное, есть несение креста, есть покаянные вздохи. Есть таинство тела и крови. Все это открыто человеку, и он не то что не умален ни перед кем и ни перед чем, наоборот ему облегчен вход в царство. Поэтому мы не радуемся такой ситуации и не делаем акцента на возрасте крестящегося.
  • 00:29 Вопрос. О возрастных немощах.
    Ответ. Здесь не нужно вести речь о какой то особенной вине. Блаженнейший Владимир рассказывал, что его матушка молилась: «не лишай меня Господи памяти, зрения и движения». Но это угрожает каждому человеку. Здесь речь не идет о каком то специально наказании. Речь идет о возрастной немощи. Стоит поблагодарить Господа, что мы живем в век технических изобретений, когда мы на слух можем воспринимать духовную пищу. О том, что это общечеловеческая проблема Экклезиаст пишет в 12 главе: «помни Создателя твоего во дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить – нет удовольствия в них» Немощи нужно принимать с мужеством.
  • 00:36 Вопрос. Когда молишься о живых или мертвых, то точно должен знать крещены ли они были. Можно ли молиться если точно не знаешь?
    Ответ. Точное знание крещен ли человек, необходимо для церковного поминовения в Литургии, у чаши. Для вашей личной молитвы вам этих знаний не нужно. Надо только знать, что это был не враг Божий, не самоубийца.
  • 00:38 Вопрос. Коренная религия в Украине – язычество, христианство нам было навязано и почему мы ему должны слепо покоряться «если тебя ударили по правой щеке – подставь левую»
    Ответ. Обычно те кто цитирует этот обрезанный кусочек текста больше ничего не читали из Писания. Никто вам ничего не навязывает. Вы делаете то, что хотите. На самом деле делаете то, что хотите. На самом деле мы наслаждаемся религиозной свободой и у нас нет принуждения к той или иной форме религиозного благочестия.
  • 00:42 Вопрос. Чому у Авраама бул жінка та наложниці?
    Чому він віддав все що в нього було одному сину, а не розділив проміж іншими?
    Ответ. Наша мораль відрізняється від старозавітної моралі. Наложниця ділить ложе, але не має всіх прав, які належать законній супрузі. Деяке виключення має Агарь яка народила Ізмаіла по проханню Сари. Це один з прикладів, коли вітхозавітні норми не співпадають з нормами Євангельської моралі.
  • 00:49 Вопрос. Когда приходит решение, чтобы стать батюшкой?
    Ответ. Священство нужно принимать только тогда, когда жизни без священства вы не мыслите. Иначе лучше быть хорошим мирянином, чем плохим священником.
  • 00:52 Вопрос. Снятся предки, которых никогда не видел. И во сне исходила мысль, что им нужна помощь. Помолился самозабвенно перед иконой, сказал что все вытерплю. И вскоре заболел. Болел 12 лет. Потом болезнь отступила.
    Ответ. Вариант один. Вы помолились. Помолились самозабвенно об облегчении участи ваших сродников, предложив себя как искупление за их грехи, болезнь пришла к вам в виде ответа на вашу молитву. И вы понесли на себе часть грехов родных, которые просили о помощи. Вы выпросили себе очень специфический подарок. Между живыми и усопшими очень прозрачная стена. Мы активно участвуем в жизни друг друга.
  • 01:00 Вопрос. Вы говорили, что надо несколько раз помолиться об одном и том же, а потом оставить на волю Бога. А если я молюсь за сына каждый день?
    Ответ. Раз просится, значит просите. Тогда я говорил, что надо не всегда докучать Богу. Нужно послушать его ответ. Ответы могут приходить в самом разном виде. Если сердце хочет молиться о сыне всегда, то пусть молится. Праведнику закон не лежит.
  • 01:02 Вопрос. У Паисия Афонского говорится, что некоторые книги Ветхого Завета не были переведены на русский язык.
    Ответ. Я не знаю, что имел в виду отец Паисий. Вся греческая Библия, с теми книгами, которые считаются неканоническими, переведена на славянский язык. Латинская Библия и протестантская, у них нет некоторых книг, которые есть в греческой Библии. Нужно точнее найти то место у отца Паисия, может что то неправильно в вопросе.
  • 01:03 Вопрос. В последнее время начало активизироваться язычество. Расскажите как с этим бороться и почему так привлекательно язычество для заблудших людей.
    Ответ. Во-первых одной из причин язычества является национализм. Националисты стремятся к подчеркиванию своей индивидуальности, уникальности нации. В язычестве они и находят тот гордый мотив. Христианство же универсально. Оно призывает преодолевать национальный мотив верой, и смотреть на человека другой национальности как на брата. Националисты как правило большие антисемиты. Они чувствуют свою мелкость по сравнению с евреями.
    И во вторых. Страсти. Язычество освящает страсти своим авторитетом, разрешает человеку то, что христианство запрещает. «Хватит смиряться и вокруг истукана песню попоем». Язычество – иногда бегство на лоно природы. Убегут, а там бес встречает. Сам цивилизованный мир подталкивает к язычеству, желание грешить и не стыдиться. «Это не блуд – это мистические практики»
  • 01:12 Вопрос. Что значит выражение – святой не осквернился с женщиной. Это говорится о незаконном сожительстве или это как брак?
    Ответ. Это в Апокалипсисе говорится. Есть такие люди в белом, которые «не осквернились женами».
    Вопрос. Отношения с женщинами считаются предосудительными?
    Ответ. Это смотря какие отношения. В браке нечего не скверно, все свято и красиво. О святых. Я не знаю, где вы это прочли. Только скажешь «осквернившиеся женами», то сразу вспоминается текст из Иоанна Богослова. Там говорится о 144 тысячах которые идут за Агнцем, куда бы он не пошел. Видимо это говорится об особых избранниках которые нераздельно служат Господу. Здесь не размышление о том, что не буду жениться, а буду больше молиться.
    Монашество это тайна. И должен быть какой то особый призыв к безбрачному бытию. Это же иная жизнь(иноки). Это не естественная жизнь. Как брать по Евангелию это люди, которые исказили себя ради Царствия Божия. Отказ от естественного жития в пользу сверхестественного жития. Конечно «честна женитьба и ложе не скверно ».
    Если нас смущает место в писании – «осквернившиеся женами», то мы должны уравновесить его другим местом из Священного Писания, которое успокоит наше сердце. То есть брак – это святой союз Богом благословленный еще в раю. Сами апостолы, Павел был не женат, а Петр – женат. И жена его была спутницей в трудах.
    Не надо переживать. Сами отношения мужчины и женщины не скверны. Скверниться можно лишь нарушая заповеди и выступая за пределы Божьего благословения.
    Сегодняшняя жизнь в первую очередь требует укрепления брака. Святой Паисий говорил, что если христианский брак исчезнет, то исчезнет все. И священничество тоже. Брак это фундамент христианской цивилизации.
  • 01:18 Вопрос. Прошлый раз говорили что «молитва по соглашению» не должна читаться длительное время. Два года молимся с подругами о мужьях. И это помогло. Ходят в храм вместе с нами.
    Ответ. Молитесь, боритесь.
  • 01:20 Вопрос. Хотела бы помочь Виктору (попытка суицида)
    Ответ. Обязательно спишитесь через интернет ресурсы.
  • 01:21 Вопрос. Чи можна турбувати Бога кожен день дрібними питаннями?
    Ответ. Можна турбувати. Він від цього не стомиться. Розсудіть самі, що достойно Бога, а що недостойно.
    Чи є молитва яка може допомогти побороти алкоголізм, навіть коли вона цього не хоче?
    Ответ. Любов примушує просити Бога за рідних, тим більше за того котрий не хоче. А гріх пустив своє коріння. Молитва може бути сама різна. Наприклад візьміть собі за правило читати по одній главі Евангелія за цю людину і перед тим як читати скажіть: «словами твоїми, вогнем твоїх слів попали гріхи раба твоєго дай йому силу побороти гріхи ….” Иоанн Кронштадський молився за тих що п’ють «Господи дай рабу твоему познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодах духа”.
    Прохання може бути вільним, хай ваше серце молиться як хоче. Тільки короткими словами. Довгих молитв не складайте.
  • 01:24 Вопрос. Просьба о квартире. Не решается вопрос. В церкви сказали что дело не в грехе. Что посоветуете?
    Ответ.Вам сказали что не в грехе дело. Прекратите рыть в этом направлении. Не ищите грехи которые нужно отмаливать. Продолжайте свои, якобы бесполезные действия по части обращения во все инстанции. Не теряйте надежды. Просите молитвы о вас у всех тех, кто молится Богу. Любой из святых может помочь в таких делах, но многие обращаются к святому Спиридону. Обращайтесь вы к нему тоже. Я слышал от настоятеля Ольгинской церкви, что когда у него были большие проблемы со строительством храма и расплатой с рабочими, то он с большой верой обратился к Божьей матери. И помощь пришла. Пришла неожиданно. Просите Христа Спасителя, который говорил, что лисы имеют норы, птицы имеют гнезда, а Сыну Человеческому негде голову приклонить. Просите его, чтобы он милостив был к вам и дал заслуженное вами. Просите маму его Пресвятую Богородицу Скоропослушницу. Просите святых, которые Господу угодили.
  • 01:30 Вопрос. Об электронных паспортах.
    Ответ. Не бойтесь этого. Не нужно бояться техники. Мы будем судимы не по электронным паспортам, а по тайнам своего сердца.
  • 01:32 Вопрос. Печалимся о своих детях. Потому что их туда не привели. Можно ли считать промыслом Божиим, что сами не ходили в храм, или это наша вина?
    Ответ. Вина и промысел связаны. Продолжайте печалиться о своих детях, но так чтобы не унывать. Не берите на себя слишком много воображаемой вины. Продолжайте просить.

Описание составил Дмитрий Бурцев

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации