854 Путівник з отцем Андрієм #71. О ХРАМЕ

A A A

  • 00:00 Сегодняшняя беседа о храме. О храме как таковом. Храм появился не вместе с человеком. Храм возник на земле изгнания как напоминание об иной реальности. Храм нужен человеку, чтобы напомнить о том что есть другая жизнь. И к этой жизни нужно приготовиться. В этой категории о храме можно говорить как о теплице, где высаженные растения вырастают до необходимого состояния, укрепляют свои корни и оттуда Господь уже пересаживает в настоящую почву на землю живых в Истинное Царство. Как говорится в псалмах, что насаждение домов Господних во дворех Бога нашего процветут. Так получилось, что чем прежде возник на земле Храм Истинному Богу, возникло очень много других, которые посвящены были не Богу Истинному , а богам которые не суть боги. Под действием Христианства в Греции и в Риме ситуация изменилась. Храмы посвящены были Истинному Богу. Весь мир был засеян храмами посвященным бесам, хотя поклонение богу совершалось. Оно совершалось в среде маленького народа находившегося в Палестине, в земле Израиля. Там со временем начиная с Давида возникает идея построить Богу Истинному храм, потому что до этого поклонение осуществлялось в палатке.
  • 00:03 До этого Храм Божий назывался скинией (т.е. палаткой). Скиния сведения, скиния встреч. Давид возымел благочестивую мысль построить храм, потому что ему было стыдно и страшно, что он живет в доме обшитом кедровыми досками, а Царь Небесный подарил Благодать свою палаточному храму. Но Господь не дал ему построить этот храм. Построил Храм Соломон. Это был первых храм построенный Живому и Истинному Богу. И так было до нашествия Навуходоносора. При Навуходоносоре евреи прогневавшие Бога различными грехами лишились своего святилища. Храм был поруган и евреи научились молиться без храма.

  • 00:05 Бог дал евреям Закон. И Закон этот неисполним в принципе без наличия храма. Потому что все жертвы которые предписываются для умилостивления привязаны к храму.
    И если храм убрать, то Ветхозаветный Закон неисполним.
    Было указано место для строительства храма. И на другом месте храм строить было нельзя . Храм должен быть только один. Попав в плен евреи прошли через болезненный опыт исполнения Закона в отсутствии храма.

  • 00:06 Синагоги. В плену евреи строили синагоги (дома собраний (перевод с греческого)) В синагогах читали Закон, проповедовали, молились, решали судебные дела, то есть все вопросы народной и духовной жизни. Вернувшись из земли изгнания сразу начали строить храм (46 лет). Но с храмом они построили множество синагог, так как привыкли к синодальному служению. После воскресения Христова храм снова был разрушен (римлянами) и не восстановлен до финальных актов мировой истории. Иоанн Златоуст рассматривает в этом великий промысел Божий, что Господь дал Закон, Закон привязал к храму, а храм привязал к месту. А потом разрушил храм, рассеял людей по всему миру, сделал Закон невозможным для исполнения. Для чего? Для того чтобы показать нам, что наступило иное время, евангельское.

  • 00:07 Слава храма в Евангельское время перешла к рассеянным святилищам по всей земле, везде где веруют в Христа. Об этом говорили пророки, что на всяком месте Владычество Божие по всему лицу земли будет воскуряться чистый фимиам имени Господня. Бога будут призывать не только евреи в Иерусалиме, но и многие народы в разных местах. Слава Божия будет там где его будут призывать в духе истины. Все храмы где поклоняются Христу Спасителю, Святой Троице наполняются Славой Божией.

  • 00:08 Церковь взяла на себя Славу Ветхого Израиля и умножила его. И эта история будет продолжаться до скончания века, а в будущем веке, «паки бытии» храма опять не будет. В откровении Иоанна Богослова говорится, что он видел Небесный Иерусалим и храма там не видел. Там не нуждается ни кто и ни в чем. И храм – подспорье человека будет отобрано, потому что наступит исполнение всего предсказанного и обещанного.
    Сегодня же, в рамках жизни нашей, храм чрезвычайно нужен. Храм – отвоеванная земля у греха, как Давид говорил «воспою Господа на земле живых» Этим он пророчествовал о будущей земле живых. На нашей земле, земле мертвых правда не живет. Мы отвоевываем у смерти, зла и суеты небольшие участки, чтобы посвящать их Богу, чтобы там молиться и совершать Таинства тела и крови, проповедовать Евангелие, отрываться сердцем от земли.

  • 00:10 Храмы – участки отвоеванной земли, чтобы на ней готовиться к вечности. Апостол Павел говорит, что «храм Божий свят и храм Божий – это вы». Человек призван быть храмом Божиим. Здесь не нужно совершать мысленных прыжков и говорить, что мы УЖЕ храм Божий. Избегая дерзких слов скажем, что мы призваны быть храмом Божиим. Господь говорит: «Вселюся в них и буду ходить; будут они мне сыном и дочерью»

  • 00:12 «Кто храм Божий растлит, того покарает Бог» Истинный храм – есть воскресшее из мертвых тело Иисуса Христа. Истинный храм живой и словесный – есть тело Пресвятой Богородицы, в которую вселилось Божество. И Бог поселившись в ее утробе вышел из него человеком.

  • 00:13 Христос – есть живой храм Божий. И тело его есть Церковь. Он дает нам причащаться тела и крови своей. Принимая тело и кровь Иисуса Христа мы сами превращаемся в живые камни, из которых строится Великий Храм Божий, невидимый глазом , но видимый умом и глазами веры.
    Мы должны смотреть на наши храмы как на великое сокровище, так как в них преподается учение, преподается Евхаристия.

  • 00:14 Стоит задуматься – часто ли я хожу в церковь? Обуздываю ли я свое тело в части различных похотей? Пощусь ли я? Пост это великое дело которое обуздывает, высушивает, смиряет человека, облагораживает его. Ношу ли я свой труд в храм Божий? Сделал ли я что нибудь для храма Божия? Степень нашего усердия к храму – показатель нашей любви к Богу.

  • 00:16 «Кто любит богослужения у того есть любовь к Богу» — говорит Иоанн Лествичник
    Любовь к Богу проявляется через любовь к богослужениям. А любовь к богослужениям последствием своим имеет любовь к месту на котором богослужение происходит, то есть место для тебя драгоценно. А будущее царство нигде так сильно не отображается, нигде так сильно не ощущается как именно в святилище построенном для славословия Божия.

  • 00:18 Протопчите дорожку в храм, не ходите вокруг него кругами, не бойтесь показаться ничего незнающими

  • 00:18 Диалоги с радиослушателями.

  • 00:19 Вопрос. Расскажите о Зосиме батюшке.
    Ответ. Схимандрит Зосима, священник, пастырь. Принял священство в годы советской власти. Учился в Московской духовной семинарии. За время своего служения в Донецком регионе восстановил несколько храмов. Был изрядно притесняем советской властью, претерпел за веру многое. Очень много болел. Господь Бог смирял его болезнями. Но при всех злоключениях это был очень радостный и торжествующий Веры человек. Умел найти слово и к простолюдину и к власть имущим. К нему в келию ходили за утешением все. Зосима был живым сердцем большого числа верующих людей. В селе Никольском (недалеко от Донецка) вокруг него образовалась монашеская община которая и сейчас процветает. С его устных слов написано множество книжек. Характерным для отца Зосимы было то, что он был человеком свободного духа. После него осталось множество плодов правильно прожитой жизни.

  • 00:24 Поэтическая благодарность радиослушателя.

  • 00:27 Вопрос. Что есть наука различения духов? «Бес беса лечит»(Иоанн Лествичник) Что относится к добру, а что ко злу?
    Ответ. Цитата Лествичника «Зло зло лечит» касается тех ситуаций, где человек сам не может распознать зла, но Бог врачует человека одним грехом истребляя другой. Например раздражение(меньший грех) истребляет похоть (больший грех).
    Насчет различения. Наши чувства должны быть научены навыкам различения добра и зла. Дело в том , что зло часто одевается в личину добра и этим оно соблазнительно и опасно. А добро по своей простоте не распознается. Например добро иногда дать сыну хворостиной. Это добро непривычного вида. Добро может не иметь вида добра, а зло может иметь вид добра. И это путает человека. Человеку нужно иметь острый ум. Должен видеть глубину. А это поддается только человеку изучающему вопрос, не прельщающемуся фантиками. Христос говорил: «Вы не по лицам судите» Святые говорят, что если ты чувствуешь дрожь, смятение, то это не Божье. У Бога таких чувств не бывает. У Бога мысль тихая и сильная.

  • 00:35 Вопрос. Чому церква не приймає активної участі в житті країни? Чому немає відповіді на ті гріховні речі які роблять політики? Обвинувачує церкву в пасивності.
    Ответ. Які форми впливу ви б могли запропонувати? Якої відповіді ви від мене очікуєте? Що б ви хотіли чути і не почули? Є докори в пасивності, але наведіть конкретніший напрям руху, напрямки дій? Не задавайте сирих питань.
  • 00:41 Вопрос. Чего нельзя прощать жене? Грех ли прощать измену?
    Ответ. Если вы готовы прощать измену жене, то больше ничего и не остается. Самый серьезный проступок – измена. Все другое менее значимо. Главное чтобы она не злоупотребляла вашей любовью. Если она будет злоупотреблять вашей безграничной готовностью прощать ей все, тогда это может быть грехом. Она может пользоваться этим не на пользу. А если она ценит это и держит себя в рамках необходимых, в рамках заповедей, тогда это не грех.

  • 00:43 Вопрос. Место церкви в современных процессах образования человека?
    Ответ. Нужно обрисовать историческую ситуацию, т.е. небольшой временной промежуток, когда мы вышли из одной социальной формации в которой декларировался государственный атеизм ( там невозможно было влиять на процесс образования). Потом период междуцарствия, когда наступило время свободы, но не было никакой возможности заниматься процессами образования. Не было ни кадров, ни понимания что к чему. Прошло всего пару лет, когда и свобода продолжилась и появилось ясное понимание что необходимо влиять на этот процесс. Здесь несколько аспектов. Во-первых в образовательном вопросе самое главное образовать педагога. Нужно собирать информацию о взаимодействии духовенства с ВУЗами. Потом система воскресных школ – мощный рычаг внеклассного воздействия на сознание учащихся. Потом различные внеклассные формы работ школ с церковью. Есть опыт внедрения уроков христианской этики.

  • 00:47 Вопрос. От времени создания Господом жены для Адама и до грехопадения между Адамом и Евой были отношения?
    Ответ. Судя по всему не было. В райской безмятежности они прожили краткий период. Еврейское толкование предполагает, что они познали друг друга сразу после создания. А по нашей теории они не успели познать друг друга в раю. Ева называется женой в раю, но по сути является девой. То есть некий прообраз будущей Богородицы.

  • 00:50 Вопрос. В шестой главе Бытия говорится об отношении исполинов с дочерьми. Поясните.
    Ответ. На самом деле там все непонятно. Пояснять трудно, потому что библейский текст очень скупой и параллельных источников для его толкования нет. Здесь есть некая область догадок в которую мы вступаем со страхом Божиим. Как видим из библейского повествования человеческая природа разделилась на два рукава человечества – на сынов Божиих и сынов человеческих. Первые – потомки Сифа молились и ожидали возврата в рай, который утратили; и по-видимому вели духовно-созерцательную жизнь. А вторые занимались земными делами, полюбили земную реальность, стали развивать земную цивилизацию. На каком то этапе к дочерям человеческим стали входить сыны божии. Поэтому вероятно и появились исполины наводившие ужас на всех. Но текст скупой, загадок много однозначно сказать нельзя. Смешиваясь люди пошли по тому пути, который привел их к потопу. Началось размывание нравственности и постепенное погружение в грех.

  • 00:54 Вопрос. Кто Христа пожалел, тот его и полюбил. Правильная ли это мысль?
    Ответ. Действительно у кого в тот момент нашлась жалость ко Христу, потом его и полюбил. Это были редкие случаи. Большинство насмехалось над ним как не оправдавшим надежды, как наказанным гордецом. От жалости до веры недалеко.

  • 00:56 Вопрос. Звістно, що в горах Арарата лежить Ноєв ковчег. Чому при такій технічній можливості не можуть його знайти?
    Ответ. До Першої Світової війни були спроби експедицій на Арарат. А після того я не знаю щоб були спроби. Людям було не до того. Усе двадцяте сторіччя було насичене перекроюванням політичної карти світу . При сьогоднішньому рівні альпінізму та космічних технологій це стало набагато легшим та я сам дивуюся чому ніхто не спромігся дістати частини ковчегу з Арарату. Будемо чекати.

  • 00:58 Вопрос. На иконе Иоанна Златоуста изображено две и три свечи. Что обозначает такая символика?
    Ответ. Не знаю были ли в те времена дикирий и трикирий. Это иконописцы дают в руки епископов IV века те предметы, которые находятся в руках у епископов сегодняшних. Двусвечник означает двуприродность Иисуса Христа. В том что в нем есть полнота божества и совершенство телесное, совершенство человеческой природы. Трикирий обозначает веру в Единосущную Неразделимую Святую Троицу, Троицу во Единице. Троица и Двоеца – краеугольный камень православного вероисповедания. Дикирий и трикирий символизируют собой догматическое основание веры, которую должны проповедовать епископы. У Златоуста этого не было скорее всего. Потому что эпоха Вселенских Соборов не была завершена. Еще была борьба за Двуприродие, Четвертый Собор еще не прошел. Поэтому в данном случае это историческая ошибка.

  • 01:02 Вопрос. Жена от моего каждого греховного движения приходит в ярость.Что делать?
    Ответ. С женой нужно беседовать лицом к лицу. А что я вам скажу по радио. Какая-то собака зарыта в вашей личной жизни. На расстоянии не могу дать вам совет.

  • 01:04 Вопрос. У человека черная болезнь. Она лечится постом и молитвой?
    Ответ. Эпилепсия это болезнь. Это не беснование

  • 01:06 Вопрос. В місті Ур звідки вийшов Авраам були храми, де люди вивчали книгу Буття, книгу Іова, був символ Бога — рівносторонній хрест. Ці люди теж знали що є один Бог?
    Ответ. Навколо Авраама не була духовна пустеля. Господь його вивів звідти через те що він вивів його з землі ідолопоклонницької. До Іісуса Христа хрест не міг бути шанованим, не міг бути символом религійним. Але в цьому народі були вірування дуже близьки до єврейських стосовно створення світу, стосовно потопу. Це говорить про те, що люди всі шукають Бога. Дже важливо що є спрага до Господа у людей які живуть по за межами Откровення, але вони хотять знайти правду.

  • 01:09 Вопрос. Есть ли грех в том, что люди хотят детей, не могут родить и пользуются исскуственным оплодотворением? Есть ли грех в том что я заняла деньги на операцию?
    Ответ. Вашего греха здесь нет. А о «детях из пробирки» можно много говорить. Только люди мало будут слушать. Я мог бы многое сказать, но люди обидчивые. Пусть Господь рассудит.

  • 01:12 Вопрос. Алексий ІІ отменил все тарифы церкви на крещение и т.п. Действительно ли это?
    Ответ. Патриарх не отменял этого в приказном порядке. Он советовал и рекомендовал. На епархиальном собрании Московского духовенства покойный патриарх Алексий ІІ делал доклад о жизни Московских приходов. Он говорил Храмы, в которых отказались назначения цены за требы, в среднем живут материально лучше, чем храмы в которых цены за требы назначаются. Поэтому патриарх говорит, что надо отказаться от этого и совершать требы во славу Божию доверившись людям. Пусть люди благодарят как хотят.Это как правило гораздо лучше во всех отношениях. В отношениях веры, в отношениях нравственности. И в материальном тоже. Я это слышал лично. И согласен с этим.

  • 01:15 Вопрос. Благословіть якщо можливо читання “Вогненної Біблії” Зінаїди Душковой.
    Ответ. Я не благословляю читати вам цю книжку.

  • 01:16 Вопрос. Зачем искать Ноев ковчег, если кроме веры искать ничего не нужно?
    Ответ. Вы правы, с вами согласен. Локальная польза будет, но ничего радикального в мире не произойдет.

  • 01:19 Вопрос. Как можно читать молитву по соглашению? Как долго можно читать если желание не исполняется?
    Ответ. Здесь нужно принимать во внимание, что мы просим, но во власти Господа исполнить это желание. Если есть нужда и семья договаривается молиться за одну и ту же нужду – это молитва по соглашению. Это евангельское слово «если двое или трое согласятся во имя Мое просить у Отца, то дастся им. Не нужно заряжаться на молитву годами. Нужно помолиться смиренно три дня, неделю. И хватит. Дальше на волю Божью отдать. Не есть хорошо когда мы настырно просим одного и того же. Может стоит посидеть и подумать почему нам так долго не дается. Может мы не того просим? Попросили и успокойтесь. Ждите что Бог даст. Имейте смирение.

  • 01:23 Вопрос. В Библии Бог дал нам все для спасения нашей души. Все что было после ухода апостолов остальное допридумывалось человеком. Украшение крестов и икон – не извращение ли это?
    Ответ. Собрание Библейских книг (Новый Завет) в настоящем виде было закончено через триста с лишним после Воскресения Христова. Та Библия , которую мы называем Библией, не сразу сформировалась. Например Апокалипсис несколько столетий христиане не читали. Он вошел позже. Первое Евангелие от Матфея было написано как минимум восемь лет после Воскресения Христова. Практически это значит, что восемь лет христианская церковь существовала не имея ни одной христианской книги. Все книги были Ветхозаветные (от книги Бытия до книги пророка Малахии). Поэтому делается вывод – Церковь ПЕРВИЧНЕЕ Библии. Сначала Бог и Церковь, а потом книги. Библия понимается правильно только при пребывании в Церкви. Библия непонятная книга для человека, который пытается понять ее сам, читая вне контекста церковной жизни, не приобщаясь к традиции правильного понимания. Это относится и к Ветхому Завету. Если не понять опорные принципы его чтения и не приобщиться к культуре экзигезы (понимания, толкования, разжевывания) Писание – это не то что читается, а то что понимается.
    Об украшении крестов не беспокойтесь. Не стоит удивляться что христиане украшают крестное знамение для того чтобы видеть ценность креста и красоту Славы Господней. Крест должен появиться на небе перед вторым пришествием Христовым. В 24 главе Евангелия от Матфея говорится что перед пришествием Христа будет явлено Знамение Сына Человеческого. Не смущайтесь украшениями.

  • 01:29 Вопрос. Наказание за грех верующим – смерть? Наказание за грех неверующим – смерть как на поле боя?
    Ответ. Верующий человек тоже должен заплатить оброки греха смертью. Каждому подобает умереть – потом суд. Мы спасены лишь в надежде и имеем в себе лишь начаток Духа. Совершается борьба между внутренним и внешним человеком, семенем жизни посеянным в человека и семенем тления которое в нем остается. Это трагическая борьба которая происходит в человеке. Нельзя сказать, что если ты уверовал, то уже спасен. То есть ты уверовал и стал на путь борьбы. Наша собственная смерть, как говорил А.Ф. Лосев: «Смерть – это торжествующее христианство». Это будет великий экзамен для человека насколько он веровал, насколько он соединил свой ум и сердце с воскресшим из мертвых Христом. До наступления этого экзамена не гордись, но бойся.
    Что касается неверующих людей лежащих на поле брани убитыми, то Христос наш умеет воскрешать человека. Говорит восстань из спящих, воскресни из мертвых и освятит тя Христос. Наступает время когда мертвые услышат голос Сына Божия и услышавши оживут. Мертвецы убитые на поле брани грехом, слышат Слово Божие и Христос воскрешает от мертвых дел и оживляет, чтобы служили Богу с чистой совестью.

    Возле каждого из вас рядом есть храм. Не нужно ехать далеко, чтобы встретиться с рукотворной Святыней. Храмы строятся для того, чтобы мы ходящие в храмы тоже хотели быть храмами Бога Живого. Таким образом через принятие Святых Христовых Тайн Иисус Христос и дает человеку право быть Храмом Божества. Поэтому храмы наши строятся не как синагоги для пения, чтения и поклонения , а главным образом для совершения Таинства Евхаристии, для причащения Святых Христовых Тайн. Любите Церковь, найдите в ней свое место, вносите в нее дыхание своего верующего сердца, ваши руки там могут пригодиться, ваше присутствие там необходимо. «Насаждение домов Господних во дворех Бога нашего процветут»

Описание составил Дмитрий Бурцев

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации