843 Путівник з отцем Андрієм #69. Евангельские Блаженства

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  • 00:00 Сегодняшняя беседа – продолжение двух предыдущих – о Молитве Господней и Символе Веры. Невольно наши беседы приобрели характер катехизический. Катехизис – устное наставление в вере в части самых важных вещей. Традиционно излагаются 10 заповедей Моисеевых, Молитва Господня, Символ Веры и Блаженства Евангельские (иногда называемые Заповедями Блаженства).
  • 00:01 Блаженства Евангельские содержатся в Евангелиях от Матфея и от Луки. У Матфея они расположены в начале Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, а Лука рассыпал речи по всему тексту Евангелия
  • 00:02 Пение или чтение Блаженств Евангельских — непременное условие третьего антифона в праздничные и воскресные дни. Они у Матфея звучат так:
  • 00:04 «блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» — под «нищими духом церковный экзегет предлагает понимать такое состояние души, при котором человек, неважно чем обладая, по факту, в духе и в материальном мире, ничего не считает своим, но все приписывает Богу, за все Бога благодарит, продолжает просить и чувствовать себя нуждающимся. Человек имеет некое самоощущение нищего, независимо кем он является по факту. Пример – царь Давид. Простым и нечванливым людям открываются двери рая.
  • 00:07 «блаженны плачущие; ибо они утешатся» — слезы это спутник человека, с тех пор как он согрешил слезы сопровождают его. Не всякие слезы ублажают человека, ублажают те, которые ведут к Царству, которые ведут к утешению
  • 00:09 «блаженны кроткие; ибо они наследуют землю» . Моисей был кроток более всех людей на земле. Он внутри был человеком не стремящемся к власти. Но в более высоком смысле, если уйти от Ветхозаветного фона к Новозаветному, то кротость должна довести человека до другой земли – до земли живых, где вечно живут. Кротость есть то свойство духа при котором человек ни на кого не раздражается и никого не раздражает
  • 00:12 «блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся» Алчба и жажда правды – это внутреннее стремление человека, поскольку правдой на языке Писания называется всякое добро ближним ради Бога. Кто жаждущ этой правды и всегда считает ненасытившимся ею, тот блажен действительно ибо он насытится в Царствии Божием.
  • 00:13 «блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» — суд без милости не оказавшему милость – как ты поступаешь так и поступят и с тобою. Мера отношений с людьми есть мера отношений Бога с тобою. Если ты не пожалеешь – не будешь под жалостью, если не прощаешь – не будешь прощен, если не милуешь – не будешь помилован.
  • 00:14 «блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» — самое удивительное Слово Евангельское. С одной стороны Бог невидим, но Бог зрится не глазами, ощущается сердцем, зрится душевными очами. Очищение сердца – это работа над собою посвященная борьбе с дурными наклонностями. Очищать сердце трудно, чаще всего сердца очищаются скорбями которых мы не просим, которые сваливаются нам на голову. И если мы терпеливо их сносим, безропотно, то это нам служит к очищению. Венцом очищения – есть блаженное состояние, когда сердцем ощущаешь Господа.
  • 00:16 «блаженны миротворцы; ибо они наречены будут сынами Божиими» — это блаженство ублажающее людей несущих мир в окружающий мир. Блаженны стяжавшие мир в себе, потому что они этот мир отдадут другим, другие его впитают и насладятся им, и эти люди будут сынами Божиими, потому что Сын Божий пришел в мир примирить через себя, собою, Отца и людей
  • 00:17 «блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное» — если человек дошел до некоторого состояния святости , он начинает мозолить глаза и мешать многим, тогда его гонят вон и он вынужден уходить. И если его гонят не за грехи ,а за правду – он блажен. Как правило святость рождает не всеобщую любовь, а гонения. И чтобы человек не отчаивался, Евангелие и говорит – «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
  • 00:20 «блаженны вы когда будут поностить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, радуйтесь и веселитесь ибо велика будет ваша награда на Небесах» — то есть если вы будете совсем хороши, то вас совсем захотят со света изжить. «Горе вам, если вас любят все люди» — так поступали с лжепророками, а праведник не может всем угодить; поэтому когда вас начнут поносить и гнать и всячески неправедно злословить – «радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах»
  • 00:21 Диалоги с радиослушателями.
  • 00:22 В книге Даниила Сысоева написано о том что мы ошибаемся когда думаем, что соборование нас освобождает от наказания за забытые грехи. Как думаете Вы?
    Я думаю, что все забытые грехи вспомнить вряд ли возможно, поэтому всегда какая то часть грехов остается под грифом «забытые грехи». Забытые – это предполагается, что ты знал, знал, да и забыл. А есть грехи неузнанные, неведомые. Все это врачуется милостью Божиею. Поэтому к таинству следует приступать без схоластики, таинство всегда дает человеку больше чем он ожидает. А во вторых таинство дает человеку столько, сколько он может унести. Кому то хватило один раз причаститься или два, чтобы с Христом соединиться, а кому то нет. Сама постановка вопроса неверна. В послании апостола Якова говорится, что ежели болеет человек, пусть позовет пресвитера в церкви, и пусть молитву сотворят над ним, помажут его маслом во Имя Господне. И молитва веры поднимет больного, а если он грехи сотворил –отпустится ему. Так и надо относиться к этому, то есть она не только забытые, но и помненные грехи прощает.
    Мнений может быть много. Но это зависит от человека приступающего к таинству. Таинство может дать столько, сколько не написано ни в одном катехизисе.
  • 00:24 Родители должны смотреть на детей сверху вниз, а как поступать детям, если с ними не хотят общаться родители? Является ли гордыней если дети не ищут с ними контактов?
    Если вы пытались наладить отношения, но встречали черствость – успокойтесь. Если это и грех, то не ваш. На нет и суда нет.
  • 00:26 Изображение Бога Отца.В учебнике «Закон Божий»(составитель Серафим Слободской)
    написано, что каждое из лиц Святой Троицы отдельно изображается – Бог Отец в виде старца потому, что Он являлся так некоторым пророкам Можно ли изображать Бога Отца?
    Бога Отца изображать нельзя. Серафим Слободской автор очень уважаемого катехизиса, но в данном случае он совершил грубейшую богословскую ошибку не потому, что он несведущ, а потому что он впитал с молоком мамы и с этой порченой иконографией с детства и он повторяет обычные вещи для миллионов верующих. Бог НИКОГДА не являлся никому в виде старца, имеется ввиду Введение К пророку Даниилу. Это единственное место где изображается Бог в виде ветхого днями. Ветхий днями сидел на троне, а к нему по облакам небесным подошел как бы Сын Человеческий. И католические богословы считали, что это был явлен Бог Отец, а к нему подошел Сын. Святоотеческое толкование говорит о том, что ветхий днями – это
    Сын Божий до Воплощения, он же Предвечный, Он такой же вечный как Бог Отец. А Сын Божий подошедший на облацех – это пророчество о Воплощении Сына. Поэтому если разобрать Святоотеческие толкования библейских текстов то пуха и праха не останется от куцых попыток объяснить и оправдать изображение Бога Отца. Его изображать нельзя. Это прямое нарушение Догмата Седьмого Вселенского Собора. Изображать можно только того, кто вочеловечился. Сын Вочеловечился – его изображаем, Отец невочеловечился – его не изображаем. «Бога не видел никто никогда и ни где». Эта ошибка совершена под влиянием католической живописи. Во всем остальном эта книжка прекрасная.
  • 00:30 Я знаю где продаются наркотики. Я должна просто молиться или перейти к активным действиям? Как Вы относитесь к нашей милиции?
    Немножко странно слышать такой вопрос. К милиции отношусь хорошо. По крайней мере у меня хватает ума представить как будет плохо если ее не будет. Это необходимейший орган государственного правления.
    О первом вопросе. Вы можете реагировать соответствующим образом, например написать заявление или дать знать в соответствующие органы. Я только не понимаю о чем здесь молиться можно. За наркоманов, чтобы они перестали быть наркоманами? Это вряд ли получится. Молиться можем за наших родных, чтобы они не влезли в это кубло. Если знаете как повлиять на это – повлияйте. Есть множество неправительственных организаций, которые очень активны против этого зла.
  • 00:33 На каком этапе идет диалог с Киевским Патриархатом?
    Всей полнотой информации не обладаю. В интервью с Блаженнейшим Владимиром говорится: «напортить легко, а исцелить трудно». Раскол оказалось учинить легко, а исцелять придется долго, процесс будет сложным и немоментальным. А что касается сущего сана, то сущим саном называется тот сан, который был у человека до попадания в раскол. Например если до ухода в раскол у человека был сан священника, а в расколе он получил сан епископа, то после покаяния он возвращается в церковь в сане священника. Сан полученный в расколе и называется «сущим», то есть не сущим.
  • 00:36 Как можно использовать Заповеди Блаженства в практической жизни?
    Половина ответов заключается в том, что о Заповедях нужно размышлять (псалом 118). Если сердце человека огорчено, но открывает Евангелие или он помнит Евангельский текст по памяти, размышляет о нем, его сердце услаждается Словом Божиим, он получает внутреннее утешение. И тогда нам практически нужно прилагать к своей жизни те или иные моменты писания. Это будет пластырем на нашу болячку. И так надо делать всегда. Нужно уметь сочетать свою жизнь с жизнью святых. Умение найти из Писания нужное место для того, чтобы приложить его как пластырь – это великое умение которое рожается с опытом по мере погружения в Священные тексты. Будем чаще думать о Господе. Господь попечется за нас.
  • 00:39 Есть мнение, что дуэль А.С.Пушкина, его ранняя смерть – это наказание за Гаврилиаду, где он посмеялся над Духом Святым, над Богородицей. Ваше мнение об этом?
    Я не знаю за что именно эта кара и была ли это кара, не факт что это была кара, просто мы не знаем наказание это или милость. Но то что он перед смертью покаялся и причастился это было великой милостью. Поскольку жизнь великих известна по минутам и пушкиноведы дают нам обильный материал внутренней эволюции отношений Пушкина с Господом Богом, у него не были простые отношения с религией, он не был безоблачно верующим. Гаврилиада – позорная страница его жизни, не только по признанию общества, но его личному признанию, что очень важно. Пушкину хватило ума отказаться внутренне от этого произведения и раскаяться в нем. Он сумел примириться с Богом перед смертью, это и есть торжествующий момент этой трагедии.
  • 00:45 Расскажите об реинкарнации человеческой души
    На самом деле я официальный человек и не потому что надо мною довлеют циркуляры, я официально верю, у меня нет своего Символа Веры, у меня есть Символ Веры Никитско — Цареградский, поэтому я верю в воскресение мертвых и жизнь будущего века. Я верю в уникальность воплощения Иисуса Христа Сына Божия. Поэтому этих двух вещей достаточно для того чтобы сказать, что я ,как и большинство христиан, не разделяю учения об реинкарнации. Реинкарнация – это учение, предполагающее в своем зерне идею что в человеке сущностном важна только душа, а тел может быть много и человек может воплощаться в разные тела, как людей так и животных сохраняя внутреннюю душевную сущность. И эта вера находится в полном противоречии с Евангельской верой в той ее части, где мы верим, что человеку подобает, как говорит апостол Павел, однажды умереть, а потом суд. Кроме того, христианство возвещает воскресение тела, то есть тело ценно и это тело тоже будет участником вечной жизни. Такова Вера Апостольская и такова Вера Православная.
  • 00:48 Человек слепой с детства, он в этом виноват или его родители? Разве этот текст не стоит понимать как возможность реинкарнации?
    Его можно понимать так при желании. Это единственный соблазнительный текст в Евангелии, который дает повод размышлять об реинкарнации и его можно брать на вооружение, что и делается , но у него есть и другие толкования. Здесь нам идет на выручку знание Библейских идей и жизни избранного народа. Согласно иудаизму человек может согрешить еще в утробе матери и Библия полна рассказами о том, как младенцы борются за первенство еще во чреве за первородство. Это мнение могло быть вполне разделяемым учениками Христа. Они вполне могли задавать вопрос Христу. Христос имел право не откликаться на каждую реплику апостольскую и если вопрос содержит ошибку, Христос не всегда прерывает человека и говорит : — здесь ты ошибся, ты не прав. Он говорит притчу. В вопросах которые задавались Христу были моменты заблуждений , Он к этому относился спокойно, Он не распыляется на исправление вопросов, Он говорит истину.
  • 00:52 Два понятия : уныние и скорбь. Как отличить одно от другого?
    Уныние – это грех, а скорбь – это не грех, скорбь это испытание или некая тяжесть, которая возлагается на плечи человеку, хотя он ее и не искал. Уныние может быть без причины, уныние может быть чрезмерным, неадекватным степени скорби. Скорбь может родить уныние, к примеру потеря работы или денежные затруднения, болезнь – это скорбь. Уныние – это тяжелое душевное состояние в котором человек отчаивается, лишается веры, перестает молиться, устает бороться. В этом состоянии он может озлобляться, в некотором смысле уныние это бесовское состояние, состояние в котором человеческое существо не верить что оно будет жить в блаженстве и с Богом. В состоянии уныния человек представляет себе Бога жестоким, несправедливым. В своем пределе уныние грозит богохульством . Скорби нужно терпеть, а с унынием нужно бороться.
  • 00:55 В Библии написано, что человек должен делать хорошие дела. А как же тогда фраза хорошими делами устелена дорога в ад?
    Это в Библии не написано, это средневековая пословица, это не библейское выражение. Как написано в послании к Титу, мы сотворены Богом по предведению для совершения добрых дел, активного делания добра. Правдой является и то, что человек хочет добра и вечно творит безобразия. Это потому, что чтобы делать добро надо сначала разобраться что такое добро. Иногда добро не имеет вида добра. А есть зло под видом добра. Человек должен трудиться чтобы разобраться, что такое добро. Творить добро легко, но надо разобраться, что творить.
  • 01:03 Можно ли молиться со стоянием не читая Правила, молиться делами?
    Молитесь как можете, молитесь по дороге. Изберите себе какую то краткую молитву и имейте ее в голове и втискивайте ее в сердце. Со стояниями молиться тоже можно. Труд тоже молитва. И милостыня тоже молитва. Когда у вас нет сил молиться, трудитесь или делайте доброе по мере сил и тогда это будет вещественной молитвой, превращенной в дело.
  • 01:06 Имеет ли грех степень?
    Несомненно грех имеет степень. Первый псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе».
    Безусловно грех развивается в человеке, грех, как обугливание души, как проказа, может захватить человека настолько, что уже трудно что либо сделать. Мы можем говорить о степени греха всего человечества, целых народов. Пример Содом и Гоморра . Пришло развитие греха до полного поражения греху , и потом приходит кара. Не ранее того. Господь использует все способы, чтобы исправить человека , а когда происходят необратимые процессы, тогда наступает время возмездия. Апостол Павел говорит: «блюдите как вы ходите» В послании к Тимофею говорит «лукавые люди будут преуспевать в конце времен и слово их как рак будет распространяться» Что такое рак. Рак это страшная болезнь при которой мертвые клетки пожирают живые. Существуют периоды когда мертвечина духовная распространяется как рак и здравого учения принимать не будут, а слово ложное будет как рак распространяться.
  • 01:13 Человек поверил в Бога, исповедался, бросил вредные привычки ; но возгордился перед ближними своими
    Если человек слышит сейчас мой ответ это одно, а если не слышит – это другое. Во первых, давайте порадуемся что человек так удивительным образом почувствовал отвращение от некоторых видов греха. Другое дело человеку хорошо бы помнить такие простые слова: «не гордись, но бойся» (послание апостола Павла к Римлянам). Есть притча Христова о том доме из которого ушел злой, а потом вернулся; смотрит, что там прибрано, выметено и незанято; он взял с собой семь злейших других, они вошли и стало второе хуже первого. Тут гордиться не надо. Бывает так, что мы почувствовали себя окрыленными , свободными. Это прекрасно. Только нужно смирение, быть попроще, чтобы люди потянулись. Иначе все может вернуться еще в худших вариантах. Это человеку нужно сказать. Враг отошел, но не убежал и смотрит внимательно, заметит что то не то и бросится обратно. Нужно иметь благоразумный страх.
  • 01:19 Много строим мы церквей, говорим о духовности, а люди такие обозленные. Почему люди деградируют, почему церковь молчит, не может направить людей в нужное течение?
    Во первых церковь не молчит безусловно, ее голос не так слышен как голос политиков так как наше общество очень политизировано. Во вторых существует контраст с советским и новейшим периодом нашей истории. Советский период характеризовался запретом на религиозную открытую жизнь и при этом запретом на греховную жизнь тоже (неформальные движения и т.д.). Нельзя было молиться вместе, но нельзя было и грешить. А потом нам разрешили все сразу – и молиться и грешить. Грех же имеет такое свойство, что ему легче научиться, а добрым делам нужно учиться долго. Мы стали свободно молиться, плодом чего стало открытие монастырей, появление хорошей духовной литературы. Но мы стали также много и грешить. Как с этим бороться? Методами государственного правления пока бороться никто не будет и вряд ли будет вообще, потому что советский период ужасающе висит над нами. Мы боимся возврата в прошлое. Для того, чтобы с грехом бороться нужны очень активные организованные усилия. Их не хватает. Нужно чтобы каждый приход был живой семьей молящихся людей, духовным бастионом ведущим войну со всеми проявлениями бытового сатанизма. Мы можем сделать многие практические вещи касающиеся воспитания маленьких, касающиеся исправления больших ,кто устал грешить. В свободе для греха есть странный позитивный момент – очень многие люди приходят к Богу не ранее, чем измученные от греха. А молодых и юных надо защитить от греха, чтобы они как меньше его узнали. Нужно жить и молиться, и делать то что в силах твоих В условиях свободы человек легче развращается нежели улучшается. Это печальная правда о человеке.
  • 01:25 Не противься злому. Как это?
    В добродетелях главное – рассуждение. Цемент который держит кирпичи в духовном доме это рассуждение. Возле каждой проблемы нужно остановиться с рассуждением, где нужно поступать, как, какая модель будет адекватной, где нужна сила , где слабость, где молчание, где слово.Жизнь христианская не только разрешает нам думать,она повелевает нам с рассуждением относиться к ситуации. Если вы начальник – употребите власть, если подчиненный – смиряйтесь. Нужно думать, советоваться с людьми и молиться Богу.
  • 01:29 О степени греха. Человек много воровал, пришел и покаялся, но он столько нагрешил что ему нет прощения.
    Если человек покаялся – прощается ему грех, другое дело если это вошло в привычку, тем
    Тяжелей ему покаяться, есть большая вероятность, что он до смерти будет воровать. Трудно покаяться имея долговременную привычку. Не потому что Бог не простит, а ты не сумеешь поменяться. Иоанн Предтеча призывает: «сотворите плод, достойный покаяния». Потрудись над своими беззакониями, впредь не воруй, трудись своими руками и уделяй от заработанного неимущим. Нужно принести плоды достойные покаяния.
  • 01:31 О реинкарнации. Бывает такое чувство, что ты когда то был уже на этом месте, хотя никогда здесь не был.
    Интересный психологический момент, который выставляется как аргумент защитниками теории реинкарнации. Описан в литературе неоднократно. Описан в житии Олафа Норвежского. Дело в том, что человек это очень таинственное существо и глубины человеческого духа неисследимы и таинственны. Мы многого не знаем, но то что мы знаем, нам возвещено и тем, что мы знаем мы ограждаем себя чтобы не растекаться в лужу, а сделать берега для реки, реки нашей Веры. Этот психологический аргумент может нас несколько озадачить или родить в душе недоумение — насколько сложное и неисследованное существо человек – но не более того. Откуда это все мы не знаем, но и доказательством реинкарнации служить не может. Это поспешный вывод. Наша Вера, пришедшая с Небес, учит уникальности существа человека, уникальности его телесного состава и будущего Воскресения тел.

Описание составил Дмитрий Бурцев

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации