3670 Человек – он такой. Он — и к Богу может подняться и — в бездну опуститься /проповедь 11.11.2018/

A A A

 

Христос Воскресе!

Вспомним как евреи шли овладевать Землей Обетованной. Вы знаете, что двенадцать сыновей Иакова составляют двенадцать колен Израиля. Они так и шли: по коленам своим, по племенам своим. И было среди них одно колено — колено Гада. (Имя одного из детей Иакова – Гад. Это слово совсем не означает того, что означает это слова на нашем языке. Он никакой не «гад ползучий». Просто имя такое у человека).

И вот колено Гада облюбовало себе место перед Иорданом. Еще перед входом на Землю Обетованную. А как вы это себе представляете? Иордан – водная преграда, отделявшая «святую землю», которую, собственно, Бог и подарил евреям. Нужно было переправиться через Иордан и овладеть этой землей при помощи обнаженного меча. А Господь обещал быть помощником в этой войне священной. И силой Своей выгнать все развратные народы, которые числом семь (семь развратных народов) землю эту населяли.

Здесь все полно символизма, поскольку «святой землей» можно назвать сердце человеческое – область духовных побед. А «семь злейших народов», которые населяли святую землю – это страсти и грехи, с которыми нужно бороться человеку.

Бог обещает и нам помогать. Духовная жизнь очень часто имеет характер военных действий. И очень часто у христианина присутствует воинское сознание. Пацифистского сознания у христианина нету. Конечно, у него не должно быть кровожадности. Не должно быть и других таких гипертрофированных воинских желаний. Но сознание воина должно быть. Потому что мы ведем борьбу постоянно. А если не ведем, то мы уже — проиграли.

И надо было евреям зайти на территорию обещанной, священной этой земли. А переход на ту Святую иорданскую землю был таким же чудесным, как и переход через Красное море при бегстве из Египта. Иордан остановился в своем течении. Та вода, которая перестала течь, — стояла стеной, а та, которая раньше текла, – ушла. Иордан – обнажился. И перво-наперво вошли в это русло священники, носившие Ковчег. Потом весь народ перешел. А в память этого удивительного перехода евреи взяли со дна двенадцать камней (по числу двенадцати колен) и соорудили жертвенник. Когда все вышли на тот берег, Иордан потек дальше – «своей дорогой». Так в Псалмах и поется: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять» (Пс.113). Господь творит чудеса на водах. Очень часто. Вода – это такая восприимчивая к Духу Святому стихия, которая позволяет Богу творить чудеса больше, чем где бы то еще ни было.

Вот тогда, когда евреи шли к «земле священной», люди из колена Гада сказали Моисею: «Послушай, а можно мы не будем переходить туда, за Иордан. Уж больно нам здесь хорошо. Стада наши обширны. Земли здесь много. Трава здесь сочная. Можно мы останемся здесь?» (см. Числ.32:1-5). Они, впрочем, обещали войти вместе со всеми, но потом вернуться и остаться, в этих местах — до Иордана. Но Моисей на них прогневался за это. Сказал, мол, «вы мне сейчас своими материальными размышлениями народ весь развратите» (см. Числ.32:6-15). Конечно, они были пастухи. И, конечно, они выбирали тучную землю, где травы побольше. Это их жизнь. Но этот меркантилизм он мог всем помешать. Расслабить сердце еврейского народа. И они могли, в очередной раз оказаться неверными. Уж сколько раз (как мы читаем в Библии Святой) они изменяли Божиим приказам. Бог говорит: «Воюйте!» Они – не хотят. Бог говорит: «Не воюйте!» А они – воюют. Он говорит одно – а они делают другое. Постоянно делают не то, что надо.

Собственно, как и мы с вами. Это — некая матрица отношений между людьми и Господом.

Вот Моисей и прогневался на этих гадарян, на евреев из колена Гада. Однако, тем не менее, он разрешил им пойти повоевать, а потом вернуться и занять те области, которые им понравились (см.Числ.32:16-33; Нав. 13:8).

Вот это и есть те места, о которых мы читали сегодня в Евангелие (см. Лк.8:26-33) о гадаринском бесноватом. Гадаринская страна – это земли, заселенные коленом Гада, на той стороне Иордана, не принадлежащей святой земле Израиля, а ближе к язычникам. Ну, и видимо, раз они ближе к язычникам, то они и плодили свиней. Имели такое сельскохозяйственную работу, бизнес такой. Хотя, как вы знаете, арабы и евреи свинину не едят. Для этого у них есть свои мистические основания.

Там, где едят свиней, там, где был бесноватый, там и совершил Иисус Христос Свое чудо.

Но, заканчивая ту тему, которую я только что обозначил, я хотел бы вам сказать, что очень часто желание найти себе место получше рождает у человека очень много проблем в жизни.

Есть примеры из реальной жизни. Их просто миллионы…

Помню, однажды, побывав в Чикаго, там, где много наших живет, и общаясь с ними; я нашел среди них такую странную проблему (она и у нас есть). Рассказывают: «Мы вот выехали всей семьей. У нас дети были 15-16-17 лет… Теперь им 20-22…Мальчики. Они дома были нормальными. Сюда приехали — стали гомосексуалистами». Что это такое? — Не поймешь. Какой-то зародыш греха может быть в каждом человеке. Но пока это все купируется снаружи (потому что этого в культуре нету), он спит и не тревожит человека. Но, когда ты попадаешь в среду, где это все разрешено, легализовано; и человеку со всех сторон трубят в оба уха, что «Это – нормально…Ты попробуй. Ничего страшного!»; они – «пробуют» и остаются в этом всем. У них «голова» меняется полностью. Они и молиться перестают и от веры отказываются. Родители говорят: «Мы уехали для того, чтобы просто нормально жить. Мы никогда не думали, что мы потеряем своего ребенка». Вот так оно и бывает. Поехали. Чтобы «просто хорошо жить». А потом — хрясть! — и все пошло прахом. Вроде бы и живут неплохо. А на самом деле никакого счастья нет.

Потому что все — поломалось…

Примеров из жизни миллион, когда люди бегут за лучшим, а находят – пропасть. Пропасть находят — и летят в нее вверх тормашками — и не могут выбраться из нее. Это – «жизнь».

Но, если не из «жизни», а из Библии брать Святой, то и там тоже описываются такие случаи. Вот Авраам и Лотт делили место для своих скотов, для пастбищ. Авраам был старше. Он имел право выбирать. Но он сказал Лотту: «Выбирай ты. Если ты идешь налево – я – направо. Если ты направо – я – налево (короче, ты — выбирай, а я подстроюсь)». И Лотт выбрал себе долину Содомскую. Потому что долина Содомская была красивая как рай. Там было так хорошо, глянешь – и заплачешь от счастья (см. Быт.13:9-11). Но он не знал, кто там живет. В долине, похожей на рай, изобилующей всеми благами земли, жили очень гордые, и упертые, и развратные люди; которые находили удовольствие во всех грехах — не только в половых извращениях – нет; они находили удовольствие в любом зле. Если бы слепой шел, например, перед ними, то они бы подставили ему ножку, чтобы слепой упал.

А им было бы весело. И они бы смеялись. Если я, например, украду что-нибудь у тебя, я потом этим хвалюсь. Не то, что я прячусь от солнца, от людей, боюсь сказать, что я вор. Нет, я горжусь этим. «Смотрите! Я украл! Гляньте! Никто и не заметил!» Они любили грех. Они любили всякий грех. Им любой грех доставлял великое удовольствие. Если, например, хозяйка угощает тебя пирожками, то она туда обязательно камушек мелкий положит. Чтобы зуб сломал тот, кому попадется. Чтобы зуб сломал! А она смотрит. И смеется. Ей – весело. «Ты — упал. — А мне — смешно!» — «Ты – плачешь. — А я – радуюсь!»

Всякие развратные дела — это уже потом! Это им тоже нравилось. Это была их жизнь. Они уже все друг с другом переспали, в этом Содоме и Гоморре. Когда к Лотту ангелы пришли, они заметили новых людей и говорят Лотту: «А ну-ка давай их сюда. Мы их познаем». Они уже все друг друга познали. И каждый уже надоел друг другу. А тут – новички. Свеженькое что-то. А это – ангелы были (см. Быт.19:1-5). Вот Лотт туда заселился, в эту злую местность, — потому что там было хорошо по части материальной.

И мы с вами порой так же слепо поступаем: когда лезем за какой-то лишней добычей, за какой-то прибавкой к заработной плате, за каким-то длинным рублем. Мечемся… И закрываем глаза на те проблемы, которые могут быть. Могут родиться оттуда.

Эти гадаринские бесноватые, они не зря были бесноватые именно в этой Гадарине. Видимо, «оно» как-то по поколениям идет: дед давно нагрешил, а внуки до сих пор «хлебают». Такие тесные связи, они же существует. Мы пока этого не видим. А потом, когда «книги все раскроются», когда глаза наши прозреют, когда все эти тайны снимутся, тогда мы увидим эту связь греховную. Увидим, какие длинные цепи тянутся в глубину столетий. От одного к другому. И как эти цепи могут рваться на каком-то человеке, который покаялся. Или, наоборот, укрепляться и умножаться на том, кто не покаялся. Потянулась дальше цепочка.

Эти цепи нас сдерживают, и мы ищем одного, а находим постоянно не то, что ищем.

Сегодня мы слышали о том, как бесноватым был человек, в котором жил легион бесов. Большое количество. Есть точная цифра, если брать легион как воинское подразделение римской армии. Значит, есть точная цифра, сколько тысяч нечистых духов находилось в этом человеке (раз «легион» – это мера числа). Я боюсь сейчас ошибиться. Но сколько-то тысяч человек обозначено этим словом — легион. Огромное количество нечистых духов нашло себе обиталище в человеке.

Оказывается, браться и сестры, человек — это такая лакомая территория! В чем смысл существования человека? Интересно. Вдруг вы будете когда-нибудь вести богословские споры с кем-нибудь или просто сами с собой будете рассуждать о том, зачем мы живем? Какой смысл? Вот создал Бог человека. А зачем? Многие говорят – человек создан как чаша. Как жилище. Как живой дом, в котором хочет поселиться Господь. Если угодно – храм. Храмина – жилище Божие. Хочет Бог жить не только в уме и совести. Но Он хочет вообще заселиться в человека. Чтобы руки были Божии, чтобы глаза были Божии, чтобы все Богу работало. Как Пресвятая Богородица, которая исполнила это предназначение – Она была жилище Божие; так и все остальные тоже должны к этому стремиться.

Но, оказывается, демоны тоже желают жить в человеке. Тоже этот домик им вожделен. Тоже заселиться в него хотят. Для того, чтобы через него, и в нем, и с ним творить всякое безобразие. Древние средневековые схоласты спрашивали: сколько демонов может поместиться на конце иглы? Может быть вы слышали такой вопрос из древней философии. Над этим вопросом многие смеялись. Смеяться нечего. На кончике иглы может поместиться сколько угодно демонов. Ибо демоны – духовны и место не занимают. В эфемерном пространстве их место – незанятость. Их может быть миллион на маленьком клочке. Потому что они – другие. Из другого измерения. Здесь им места мало надо. Поэтому, в человека гадарянском жило огромное количество всякой этой гадости, которая почувствовала приближение Иисуса Христа, и все они начали молиться.

Бесы — это же бывшие ангелы. Есть такие апокрифические рассказы. Это – неправда. Но это такая некая легенда: как демон с ангелом повстречался. Ведь когда-то они были в одной небесной иерархии. (Между прочим, этот образ часто используется в кинематографе: встречаются ангел и демон, которые узнают друг друга. «А! – Я помню тебя! Мы с тобой когда-то Богу молились вместе! – О! — Я уже давно не молюсь. Я теперь с Ним воюю!»). Так вот – бес и ангел повстречались. И ангел говорит: «Слушай, брат. Помнишь, как мы с тобой пели? Пели на Небе, пели Богу хвалу. – Да, помню – было времечко. – А ты слова не забыл? – Вроде нет. – А попробуем еще. Давай? Споем?» Они начинают петь, и «черный» вдруг начинает светлеть, светлеть, светлеть… У него когти отпадают… Крылья белеют… Красиво. Но – неправда. Не поют бесы ангельских песен больше и не каются. Все… Все.

А человек – да. Человек, окунувшись в какую-то грязь, – вдруг… «Помнишь, как мы с тобой в паломничество ездили? В Святую Землю. Помнишь, как мы плакали у гроба Господня? Помнишь? Как мы с тобой читали ночью Евангелие? Помнишь? – Да. Было время. — Ну давай еще попробуем! Ну – давай! Ну – давай!» У человека может получиться…

Так вот: заселились демоны в человека. Оказывается — нужен человек демонам. Нужен. Но им-то зачем? Человек ведь лучше ангелов. Лучше! Ангельские радости и у нас есть.

О чем радуются ангелы? — О едином грешнике кающемся. А мы можем радоваться о едином грешнике кающемся? — Да, конечно. Нам тоже это доступно. Если у нас доброе сердце, мы тоже будем радоваться, если кто-нибудь исправит свою жизнь. Это ангельская радость.

Ангелы Богу поют. А мы – поем? — Поем. Поем: кто – хуже, кто – лучше, но поем. Мы должны Богу петь. «Пойте Богу нашему пойте, пойте цареви нашему пойте. Ибо царь всей земли – Бог. Пойте разумно» (Пс. 46). Ангелы разумно поют. Они не так поют, что «язык – поет, а голова – летает». Они поют умом. Они всем существом поют. Мы можем это? Можем. В откровении Иоанна Богослова ангел летит по небу и держит в руках вечное Евангелие. (См. Откр.14:6). Мы можем нести в руках «вечное Евангелие»? — Можем. Вот я ношу его на службе. Мы ходим с Евангелие. Священник говорит: «Премудрость прости». Вот ангельская радость. Читаем Евангелие. Это все ангельские радости. У нас они есть.

У нас есть ангельские радости. Но у нас есть и человеческие радости. Например, мама постирала сыну рубашку, завязала галстук, погладила костюм, одела его с иголочки и отправляет его на первое сентября или на вступительные экзамены в институт. Смотрит – «Ну, красавец! Аккуратненький, чистенький. Молодой. Хороший. Сынок мой. Иди с Богом». Эта радость есть у ангелов? Нету. Нет у них ни жен, ни детей, ни постиранных рубашек, ни выглаженных костюмов. Нету ничего. А у нас есть.

И другие радости есть. Вот, допустим, паркетчик паркет уложил. Уложил его как стеклышко, как яичко ровное. Ему приятно? Очень приятно. Любой человек, который хорошо делает свое дело, имеет источник радости о хорошо сделанном деле. И, если, например, мы воспитаем детей лентяями, мы просто отнимем от них эту радость. Источник великой радости для человека – это хорошо делать свое дело. Что б ты ни делал. Рисовал ли, кроил ли, шил ли, возил ли, строил ли, пел ли, лечил ли, учил ли… Хорошо делаешь свое дело и – радуешься. Этой радости тоже у ангелов нету. Потому что они ничего не делают. Только поют, наказывают грешников и милуют, крылами покрывают (как птенцов человеческих) нас с вами. Поэтому у нас есть и то, и другое.

Человек лучше ангелов. Лучше. В нем соединилось и невидимое, и видимое…

Ты есть — и я уж не ничто!

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Кто это сказал? Гавриила Романович Державин. По идее в классе седьмом это все нужно выучить наизусть.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь — я раб — я червь — я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? — безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и царь!

Это про человека. Он такой вот и есть.

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! — в бессмертие твое.

Слышите, что такое русская поэзия? Вот здесь не стыдно это читать. На амвоне стоишь после Литургии: с крестом, в облачении; и не стыдно читать некоторые из русских стихов. Вот они какие!

Зачем нужно человеку образование? Тоже для радости. Вот живешь, ничего не зная, как скотина живешь; а тут вдруг узнал – и обрадовался. Жить уже интересней.

И бедный этот человек, который бесов в себе имел. В целое общежитие его превратили бесы. Они жили в нем. Хорошо им там было. Но, когда Христос пришел, они почувствовали Его и молиться начали. Вспомнили, как они когда-то молились. Начали обращать к Нему просьбы свои. Знаете, как тяжело гордому смириться; как тяжело гордому на колени преклониться; и «прости меня!» сказать. Ведь, даже когда согрешит человек и знает, что виноват, — не просит прощения. Гордое сердце — как у сатаны. А эти-то (бесы) вообще – начальники греха. Но и они смирились. Говорят: «Не повелевай нам в бездну идти!» Оказывается, существует некая бездна, которая даже бесам страшна. Бесу страшно в эту бездну опускаться. «Пока не повелевай нам этого, — говорят — Дай нам что-нибудь другое».

А что ж другое-то? Да, хоть в свинью зайти — и то они за счастье сочтут. Готовы человека на свинью сменить лишь бы в бездну не идти. И Христос разрешает им это. Милостиво на время повелевает. Для того, чтобы показать на этом грязном животном (символически грязном, конечно же, потому что свинья ни в чем не виновата; я когда-то говорил вам почему она считается нечистой) бесчеловечие падших духов. Вот они заходят в стадо для того, чтобы мы видели именно бесчеловечие падших духов. Никакой жалости у них нету.

Проверьте и вы себя. Если у вам тоже, не дай Бог, будет бесовский дух, если ваша бессмертная душа приобретет бесовские черты; у вас будет тогда злорадство, желание зла кому-то, вы будете радоваться чужому несчастью, вам ничего не будет жалко. И, если вы детей своих так воспитаете, они тоже будут — бесенята. На клумбу наступит, например, и ему не больно. Пошел дальше и не заметил даже. Или вот, скажем, форточка бьется от ветра. Еще пару раз ветер ею трясанет, и она разобьется. А он пройдет мимо и даже не подумает закрыть. «А чего не закрываешь? — Так ведь это не я открыл!» — И дальше пойдет. Действительно, не он же открыл. Ему не жалко ничего. Ты ему купил что-нибудь, новое, чистое. Он вечером пришел – все рваное, грязное. Это что? — Это бесовский нрав. «Ничего не жалею. Ничего не люблю. Всем пользуюсь. Все ломаю. Все бросаю. Ничего не делаю». Мы таких чертей можем повоспитывать с вами. Мы – сами. Что потом будем иметь? — Очень печальную старость. Человека нужно обязательно научить. Чему научить?

Вот гляньте на китайцев. Мы про них часто говорим. Почему их так много, кстати? Ну, много их. И культура у них древняя. Мы еще в лесах «на ветках» сидели, а они уже писали стихи и занимались мореплаванием. У них культура на тысячу-полторы древнее нашей. А что у них там интересного? Они старших уважают. Они очень любят трудиться. Мы перед своим балконом в палисадничке гладиолусы сажаем. А они — картошку. У них любой кусок полезной земли занят полезной культурой, чтобы…пожевать чего-нибудь. И вечно как муравьи работают. Работают, работают… И старших уважают. Шапку ломят перед всяким старшим человеком. Поучиться нам надо бы. Оказывается, это очень живучие культуры. Вот этого трудолюбия и уважения к старшим, оказывается, достаточно для того, чтобы полмира захватить. Одним только трудолюбием. Одним только уважением к старшим.

А мы воспитываем своим чертенят, которые спесивые, думают про себя, что они – пуп земли; никого не уважают, «здрасьте!» не скажут. А потом – что? Потом будет проблема. Поэтому, человек он — такой. Он и к Богу может подняться и в бездну опуститься. И ангелы могут в нем жить и дьяволы, к сожалению, в нем тоже могут поселиться.

На прощание скажу, что бывает еще хуже. Как говорила остроязыкая дама, Фаина Раневская: «Раньше, я читала, в некоторых людях жили ангелы, в некоторых – Господь, в некоторых поселялись демоны, а сейчас нет в людях ни ангелов, ни демонов – одни глисты». Прислушаемся к этим словам. Действительно — люди стали жить так неинтересно. Так плоско. Так – по поросячьи. Демону может быть и стыдно заселиться в такого человека. Подумает: «Да ну его! Скукота одна!» Нет интересного ничего в человеке. (Ангел-то точно не придет, Ангелу просто поплакать рядом придется). А интересная жизнь – она у нас с вами должна быть. Мы уже сегодня немножко «зацепили» эту тему. Труд рождает радость. Кто об этом ни помнит? Кто об этом забыл? Зачем трудиться человеку? Да не только, чтобы кормить семью. Да не только «для рта» работать. Для радости еще. Настоящий труд рождает радость. Научимся – будем счастливые люди.

Вот сегодня мы с вами таким образом, вкратце пробежавшись по гадаринским событиям, напоследок скажем еще одно. Мы в дьявола не верим. В Символе Веры про дьявола у нас ни одного слова нет. Мы верим в Бога. Но, к сожалению, знаем, что дьявол есть. Об этом говорит нам молитва: «Отче наш». «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». И я бы хотел пожелать вам, чтобы вы были избавлены «от лукавого». Он забирается в наши души через старые вещи: сребролюбие, зависть, обида, колдовство, гадание. И – через новые вещи. Например, игровая или компьютерная зависимость. Порнография. Еще какие-то такие вещи. Это у него проторенная дорожка. Старые вещи все остались: люди как грешили при «царе Горохе», так и сейчас грешат. Но, как я слышал, психологи уже бьют тревогу от порнозависимости, от игральной зависимости. Начал вот дядька в «танчики» играть; «дядьке» уже тридцать два, а он по ночам играет; приходит с работы вечером и до трех часов ночи играет в «танчики», и оторваться не может. Не может…Был судебный процесс в одном из городов Российской Федерации — хирург больного зарезал. Он всю ночь играл в казино в рулетку. Если вы когда-нибудь там были, знаете, что это такое: там окон – нет, часов – нет (не знаешь, сколько времени), стены красные, все мигает и алкоголь — бесплатный. Зашел в пять часов вечера, а вышел в пять часов утра следующего дня; и не знаешь, сколько ты там был — карманы пустые, на душе плохо, да еще и выпивший. А врач на работу на дежурство шел. И …пришел: привезли больного, и он его — зарезал. Зарезал человека, потому что руки дрожат, на душе гадко, и он всю ночь не спал. Крутил рулетку. Вот тебе – новая беда. Новые беды есть. Лукавый воюет с нами – ой-ой-ой! как. И сколько убитых на этой войне. В плен взятых… Раненых… Искалеченных… Как на настоящей войне. На войне есть дезертиры. Трусы. Предатели. Военноначальники, которые спят. Солдаты, которые погибают ни за что. Плохой подвоз припасов или вооружения. Ошибки планирования стратегического. Это все на войне есть. Есть искалеченные, убитые, перебежчики и дезертиры. Все, что есть на настоящей войне, все есть и сегодня у нас — в этой духовной битве. А у лукавого оружие умножилось. Умножилось! Если он раньше воевал с взрослыми мужиками и бабами, то теперь он воюет уже и с малолетками. Ребенку еще только семь лет (или десять), а он такое может найти в телефоне, что ты и в жизни не видел. (Ты и сейчас не знаешь, что такое бывает). А он это уже видел. Он знает, как это называется. Он знает, что это такое. Представляете? Смотрите, друзья мои. Это наша общая задача. Родительские пароли ставьте на компьютер, на телефон, чтобы вы имели возможность или оградить от этого ребенка, или, хотя бы, знать, что он смотрит, куда он заходит. Потому что, если лукавый в голову заползет, как ты его из головы вытащишь? Яблочко румяное, а червяк – в середине. Как залез? — По черенку. И не видно. Смотришь, — пацаненок: симпатичный, молодой, хороший; а у него в сердечке червяк сидит уже лет пять и точит его оттуда. Он уже больной человек. Просто – не обследованный. Или — девчонка молодая. Тоже – «румяное яблочко». А в ней уже поселилось такое, что, Господи Иисусе, опять надо читать житие Марии Египетской. Заново. Понимаете? Есть такое.

Это все те, которые когда-то зашли в гадаринского бесноватого. Они куда ушли? Они по миру бродят, себе жилище ищут, ищут, куда подселиться. Как в той сказке — лисичка ищет, какого зайчика из домика выгнать. Они хотят все к людям «поподселяться». А нам что делать? — Нам с крестным знамением в храм ходить. Если в храме нас не будет, то мы будем несчастными жертвами всякого бесовского издевательства.

И на прощание я вам всем желаю от сердца к сердцу (как пастырь пасомым, как священник после Литургии людям причастившимся), чтобы символ всего святого – Иисус Христос, очищал ваши сердца, и помыслы, и дела, и слова, и мысли. Чтобы вы были защищены и снаружи, и изнутри. И вы, и дети ваши. Чтобы мы не повторили на себе самих печальную историю гадаринского бесноватого.

Храни вас Боже. Аминь. Христос Воскресе!

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации