2461 БЕСЕДА НА РАДИО «РАДОНЕЖ». Псалом 89 — «Молитва Моисея, человека Божия». [01.05.2015]

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Эфир от 01.05.2015 21:00

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! Прямой эфир радио «Радонеж», в студии у микрофона протоиерей Андрей Ткачёв.

Сегодня мы с вами будем читать Писание в том ключе, в котором мы однажды его читали, а именно, делая шаг вперёд и шаг назад от тех псалмов, которые нам известны. От известного всем 50-го псалма, покаянного, мы однажды делали шаг назад и читали псалом 49-й в надежде, что вы потом сами сделаете шаг вперёд и почитаете псалом 51-й, ну и так будете расширять поле знакомства со Священным Писанием. Сегодня мы можем так сделать с псалмом 90-м: всем известный псалом 90-й будет нам точкой отправления, чтобы сделать шаг назад и вступить в область псалма 89-го. Называется он — «Молитва Моисея, человека Божия».

Когда я готовился к этой передаче и размышлял о том, о чём мы будем говорить сегодня, то надписание псалма 89-го — «Молитва Моисея, человека Божия» — натолкнуло меня на размышление о том, о чём, вообще, пел Моисей. Да, Моисей много пел. Да не будет это удивительным, Моисей пел много и напел нам в общей сложности столько, что песни эти нужно учить — не переучить, это довольно большой объём Священных текстов. Во-первых, вся книга Бытия и вся Тора — Пятикнижие Моисея — это Божие откровение людям через Моисея. Т.е. возвышенная песнь о творении мира — откровение о поэтапном, постепенном творении мира вначале из ничего, о творении вещества, необходимого для создания, потом благоукрашение вселенной, космоса, что по-гречески означает «благоукрашенность» — это всё Моисеева песнь. Потом, вся история мира до и после потопа, история Авраама — это всё фиксированные Моисеем тексты. Но кроме того, что через него Господь дал нам Писание, он ещё и, непосредственно, поёт.

Прежде чем мы прочтём 89-й псалом, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что ещё нам известно из Моисеевых слов, не просто произнесённых, но пропетых. 15-я глава книги Исход, Торжественная песнь Моисея и Мариами:

1 Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.

По-славянски: Поимъ Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже въ море.

2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.

Я уверен, что многим из вас эти слова попадают на слух как нечто знакомое, поскольку, например, когда мы поём первую песню на каноне Андрея Критского, то там как раз: «…И прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися». Это первая песня любого канона — первая песня Моисея. Потом, когда мы празднуем Пасху, то в Великую субботу, когда уже переодетые в белое, мы ожидаем длинного пения прокимна перед Апостолом, читается много так называемых паремий. И вот одна из них, которая сопровождается пением духовенства, хора и чтеца посреди храма: «Коня и всадника вверже въ море… Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море». Помните эти чудесные богослужебные моменты, которые торжественно возвращают нас к памяти о великих и преславных делах Божиих? — О погублении гордого фараона, стремившегося уничтожить народ Божий, уводимый Богом из Египта, которого Он как невесту забирает Себе и берёт в наследие.

 

6 По-славянски: Десница твоя, Господи, прославися в крепости, десная твоя рука, Господи, сокруши враги.

 

Это читает священник, одевая поруч. Это тоже песня Моисея.

В общем-то, можно прочесть бóльшую половину 15-й главы, до 19-го стиха:

18 Господь будет царствовать во веки и в вечность.

19 Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них вóды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря.

Вот вам, пожалуйста, первая песня, когда, собственно, песня Моисея.

Потом, когда длительное путешествие евреев приближалось к концу, и жизнь Моисея тоже приближалась к земному финалу — Второзаконие, 32-я глава — это вторая песня Моисея. Помните наши канонники, наши молитвенники, в которых нету второй песни? Там идёт первая и сразу третья, четвёртая и т.д. А в Великом посту, когда опять-таки мы поём канон Андрея Критского, есть вторая песня. Почему её нету никогда, кроме Великого поста? Потому что она обличительная. Первая песня — торжественная, рождена радостью о спасении народа и погублении врагов, которые вот-вот должны были народ уничтожить, а вторая — обличительная песня: «Вонми, небо, и возглаголю, внушай земля глаголы уст моих». Вспоминайте Великий канон, там тоже: «Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго». Взята она по мотиву второй песни Моисея. Здесь уже Моисей ничего великого, преславного, ободряющего не говорит, но предупреждает, пророчествует о том, что Израиль, облагодетельствованный Господом Богом, Который

(Второзаконие, глава 32)

10 …нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;

11 как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих,

12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.

13 Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы

…вот этого-то Израиля, которого любит Господь, Моисей предупреждает о том, что

15 …утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.

16 Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:

17 приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей…

Моисей предупреждает евреев в своей обличительной песне о том, что непременно будет, что рано или поздно произойдёт:

21 они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;

23 соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои:

24 будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою…

Представляете, это всё заранее предсказано: наказание за отступление и многочисленные оскорбления Господа Бога.

25 извне будет губить их меч, а в домах ужас — и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединою старца.

Я не дочитываю всё это подряд и до конца, потому что надеюсь, что вы — рачители Писаний, и запомните 15-ю главу книги Исход и 32-ю главу книги Второзаконие. Это то, что поёт Моисей.

Мы подбираемся к 89-у псалму. Но прежде, нежели мы его прочтём, мы откроем ещё последнюю книгу Священного Писания — Откровение. Там тоже, оказывается, есть песня Моисея. 15-я глава книги Откровение говорит следующее:

1 И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.

2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии,

3 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!

4 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

Это песня Моисея из Апокалипсиса. Таким образом, Моисей оставил нам множество песен. По сути, Библия начинается и заканчивается песнями Моисея. Поэтому совершенно не удивительно, что Моисей явился Иисусу Христу на горе Фаворской, явившись из тёмных преисподних мест, чтобы лицезреть Того Бога, Которого он так любил, Который так много ему открыл, Бога воплотившегося и ставшего доступным зрению человеческому. Совершенно не удивительно, что Моисей должен быть любим и почитаем: пророк Божий, боговидец и законодатель, память которого празднуется в сентябре. И очень жалко, — я, пользуясь случаем, скажу, — что у нас нет приходов и храмов, посвящённых Моисею, человеку Божию, а также Аврааму или другим пророкам. Из ветхозаветных пророков у нас чтится только Илия, имеет храмы, монастыри и обители. И Елисей ещё, пожалуй, вместе с Илиёй, как его ученик. А остальные ветхозаветные пророки несколько выпущены из нашего сознания. Мы страдаем от этого, мы из-за этого плохо обращаем внимание на их жизненный путь, детали их жизни, на то, что они написали, что сказали, как прославили Бога. Может быть, в наши дни эта ситуация будет исправляться, заполняться эта ненужная пустота в сознании.

 

Ну а мы идём в середину Библии, в Псалтирь, которая совмещает в себе множество черт различных книг: напоминает закон, пророчествует о будущем, возвещает Христа, тайноводствует людей, учит их правильно жить, предупреждает, вкладывает в уста готовые молитвенные слова для любого жизненного состояния.

Псалом 89-й: «Молитва Моисея, человека Божия».

2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.

3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.

4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»

5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.

6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.

16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;

17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

Я по-русски прочёл этот псалом, который мы с вами слушаем каждый раз на богослужении в ходе первого часа. 5-й, 89-й и 100-й псалмы составляют трёхпсалмие первого часа. Это утренние псалмы, которые подобает читать по утрам, но у нас они часто присоединяются к вечерней службе.

Итак, поговорим об этой песне Моисея, человека Божия, удерживая в сознании, что песни Моисея есть и в Апокалипсисе, и в Исходе, и во Второзаконии.

2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.

По-славянски: Господи, прибежище был еси нам в род и род.

3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.

Русский текст со славянским здесь не расходится, только немножко в произношении. А так, смысл сохраняется тот же самый.

4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»

По-славянски: Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитесь сынове человечестие.

Обратите внимание: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Что это значит? Значит, что смерть — это такое наказание, которое возвращает телесный состав наш в прах, благодаря чему человек, поражённый ужасом смертным и невольно смиряющийся, слышит голос совести и голос Бога, призывающего к покаянию: «Обратитесь, сыны человеческие!» Некто из святых говорит, что человек мог бы стать злом бессмертным и, по сути, равным дьяволу, если бы смерть не смиряла его и не гнула его к земле. Поэтому в смерти есть благо, через смерть Господь зовёт нас к покаянию, говорит: «Возвратитесь ко Мне, сыны мятежные, дети блудные, возвратитесь, сыны человеческие!»

У Гавриила Романовича Державина в оде «Бог» есть чудесные строки:

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! — в бессмертие твое.

Эти строчки совершенно созвучны словам Моисея, человека Божия, говорящего, что Бог возвращает нас в тление именно для того, чтобы сказать нам: «Возвратитесь, сыны человеческие!»

Далее речь идёт о том, насколько иной счёт у Бога, иной счёт у человека:

5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.

Слова эти как бы скрыто цитируются апостолом Петром во 2-м Послании, где он говорит, что одно то не будем забывать, братья, что у Бога тысяча лет как один день, и один день как тысяча лет. Т.е. время растягивается перед глазами Божьими, ибо Бог — Существо вечное и неизменное: Он вне времени живёт, Он вечен. А эта вся, так сказать, временнáя «гармошка» — насколько секунды могут длинно тянуться как резина, настолько годы могут сжаться очень быстро. Это всё перед глазами Божьими совершенно так. «…Тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная». Т.е. огромные временны́е промежутки могут значить очень мало, если с высоты веры оком ума охватывать их движение. Когда мы изучаем историю народов, историю собственной страны, историю человечества, то мы, так сказать, быстрым оком ума можем метнуться в древний Египет, созерцать его историю; в древний Вавилон, в древний Рим, наблюдать за его торжеством, возвышением, потом разрушением, расщеплением на части. Мы можем смотреть на нашу страну, на историю христианского мира, на Китай, на Индию, на другие страны, чья история может нас интересовать. В этом случае мы охватываем за малые краткие минуты огромные столетние, тысячелетние промежутки времени, можем понимать эти процессы — такую нам Бог дал умную радость. Это есть ни что иное, как возможность умного сжимания времени. Пред очами Божьими время мало значит, потому что Господь вечен, а пред очами человеческими время тоже иногда доступно некоему сжатию и разжатию, ибо человек имеет в себе Образ Божий. Ну а так, конечно, что такое человек… Иные мысли человеческие, иные мысли Господни. Иное время наше: наши жалкие годы жизни — это, собственно, совсем ничто. Ибо если тысячи лет как один день, то что такое сорок лет, или тридцать, или двадцать.

 

6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

Моисей знал любовь Божию к человеку, Моисей знал и гнев Божий на грешников. Моисей знал Бога: Господь разговаривал с ним устами к устам и лицом к лицу, как с другом Своим. И Моисей часто находился в страхе и трепете оттого, что показывал ему Всесвятой и Всевышний.

7 …мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и (дальше — по-славянски) век наш в просвещение лица твоего.

А вот здесь уже русский текст даёт нам другой перевод, и смысловой — другой.

Итак, по-славянски: Положил еси беззакония наша пред тобою, век наш в просвещение лица твоего.

В русском тексте: Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

Здесь несколько тёмный славянский перевод проясняется в русском чтении: «…тайное наше пред светом лица Твоего». 18-й псалом говорит нам: «Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего…» Т.е. тайна греха — это тайна, действующая внутри человека, как червяк в яблоке: снаружи всё румяное и красивое, а по черенку вглубь этого яблочка заползает червяк, как грех внутрь сердца, и «тайная моя кто разумеет?» — «…От тайных моих очисти мя».

8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

«Как звук» — смотрите какой поэтический образ. Сколько может дрожать звук в воздухе? Звук, например, от колокола дрожит дольше другого звука, разливаясь волнами. А, например, звук от удара по деревянному столу или от удара молотком по каменной стене очень быстро затухает. Т.е. мы теряем лета наши, как звук, будто бы и не было их.

10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

Так же, собственно, и в славянском тексте: …аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся.

Сроки жизни человеческой тоже подвержены этому сжиманию и расширению. Только-только согрешившие люди жили очень долго, грех не сумел подточить здоровье человеческое, например, допотопного человечества, и люди жили по 700 — 800 лет, это было нечто трудно постижимое современным слабым человеком. После потопа Господь Бог определил меру человеческой жизни в 120 лет. Именно столько, кстати, Моисей и прожил. Годами своей жизни он прожил ту меру, которую Бог определил людям как норму после Ноева потопа — ни больше, ни меньше. Больше — нельзя. Меньше — можно, а вот больше — не получается. Три раза по сорок — делится жизнь Моисея. Сорок лет при дворце фараона, сорок лет он был пастухом у тестя своего Иофора, упражнялся, — говорит Григорий Нисский, — в созерцании. Во дворце фараона постигал языческую мудрость, потом сорок лет упражнялся в созерцании пустынной жизни, очищал свой ум для боговидения. Там повстречал горящую-несгорающую купину неопалимую, там общался с Богом, посылающим его на великое послушание, и потом сорок лет водил Израиля по пустыне. Увёл его чудесами и мышцею поднятою из плена, совершил великое чудотворное служение, тяжелейшее, непереносимое для простых человеческих сил, и сорок лет уже упражнялся в деятельном благочестии и был вождём народа. Три раза по сорок — сто двадцать тяжелейших лет прожил на земле этот человек. В его песне он уже не говорит о ста двадцати годах, он говорит, что лет наших — семьдесят, при большей крепости — восемьдесят. Вот такие ограничения мы видим. Ну, собственно, и мы согласны с этим, что семьдесят-восемьдесят — это уже ветхие годы. Мы, доживая до этих лет, видим, что человек сильно разрушается от пережитого, от болезней, сильно теряет в крепости, в отличие от того же Моисея, который в сто двадцать лет, перед смертью, имел тело крепкое, как у молодого мужчины, и ни один зуб у него не выпал, и зоркость глаз его не потеряла остроты, как у молодого человека. Он был телесно крепок. Близость к Богу питала его благодатью, как ангела. Кстати, жизнь многих святых тоже описывают в подобных выражениях. Например, Антоний Египетский Великий, родоначальник монашества, после долгих лет затвора, одинокой жизни в пустыне, когда вышел к людям и стал принимать их, явился им весёлый лицом, крепкий телом, исполненный знания и знающий тайны, объятый Богом и посвящённый в неизреченное. Примерно в таких выражениях говорят о нём древние жития. Объятый Богом, посвящённый в тайны, крепкий телом и весёлый лицом вышел он для того, чтобы утешать и делиться благодатью с людьми, приходившими к нему за научением. Ну а уж как у нас получается свои годы прокоротать — это всем вам известно, каждому по-своему. И многие не доживают до семидесяти-восьмидесяти, часто косит людей греховная жизнь, неосторожность или что-то там ещё. Так что и пятьдесят лет иногда кажется уж очень большим сроком.

11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

Это очень важный стих, он в славянском звучит совершенно иначе. Если вы будете сравнивать, там совсем по-другому. В русском переводе есть такая важная идея, предлагаемая, это молитва: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». В славянском: «…окованныя сердцем в мудрости», — немножко непонятно, о чём идёт речь. Мудрое сердце и правильное счисление дней наших — т.е. не терять время. По сути, я так понимаю, нам очень обидно, когда время теряется. Помните, певица одна пела (София Ротару):

В юности кажется —
Жизнь бесконечной будет всегда,
Можно мгновения тратить беспечно,
Дни и года.
Но незаметно полжизни проходит —
Не возвратить,
И невозможно ушедшие годы
Снова прожить.

Так что дай нам, Господи, сердце мудрое, чтобы нам не терять время, но правильно счислять дни наши. У Давида на эту тему есть в псалмах просьба такая: «Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть, да разумею, что лишаюся аз», — т.е. да разумею, что мне остаётся. «Се пяди положил еси дни моя…» — т.е. Ты измерил мою жизнь будущую как будто бы пядями: ни метрами и километрами, а пядями. «…И состав мой яко ничтоже пред Тобою…» — дай мне понять, сколько мне осталось.

13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

15 По-славянски: …за дни, в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая.

Сначала есть испытание и наказание. Потом, вслед за этим, перетерпевший до конца, спасётся, и скорбевший, возрадуется.

15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.

17 По-славянски: И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи.

Т.е. светлость Господа Бога нашего да будет на нас. «…И дела рук наших исправи на нас», — т.е. чтобы дела рук наших тоже не пропали, чтобы то, что делают руки наши, имело ценность, сохранилось и передалось другому поколению, чтобы оно имело в себе благословение Божие.

Вот такой псалом, который говорит нам, если попытаться просуммировать это всё, о краткости жизни человеческой, о несоизмеримости жизненных оценок человека и Бога, о том, что Божий взгляд на жизнь совершенно другой, что Бог велик, что Он существует прежде, нежели создались горы, вселенная, моря и всё, что в них. Ты — Бог, Ты существуешь. А кто такой человек? — Маленькое существо. Так научи же нас жить так, чтобы мы имели сердце мудрое и счисляли дни наши. Ибо что есть наша жизнь? —Семьдесят лет. Если будет больше крепости, то восемьдесят. Лучшая часть из них — это труды и болезни. Обратись на нас, благослови нас, просвети Лицо Твоё на нас, чтобы светлость Твоя была на нас и чтобы дела рук наших исправились, чтобы то, что мы делаем, было не даром. Вот, можно так, в несколько свободном пересказе попытаться изложить смысл этой песни Моисея, человека Божия, которая в Псалтири идёт под номером 89.

— Здравствуйте, батюшка Андрей. Простите, вопрос не по теме, возможно даже не по Библии, но мне интересно ваше мнение, так как вы не в бровь, а в глаз можете ответить. Скажите, вот вечно не довольная жена, плохо контролирующая эмоции, приводящая в пример других мужей, — хотя объективно, я думаю, большинство наших женщин даже мечтали бы о такой жизни, когда муж работает, а жена имеет возможность не работать, денег хватает и отдыхать и жить, не отказывая себе ни в чём, — это наказание Божие за какие-то грехи или что-то другое? Соломон говорил, что сварливая жена хуже ядерной бомбы… Это шутка.

— «Лучше жить с медведицей в тесном доме, чем со сварливой женой в пространных покоях», — Соломон много про это сказал. Поскольку вопрос не по теме Библии, я тоже отвечу не из Библии, а из известного фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Мюнхгаузен там постоянно говорит: «Я разговаривал с Шекспиром… Я разговаривал с Ньютоном… Я разговаривал с Платоном…» В частности, он цитировал свою беседу с Сократом: «Женись, — сказал мне Сократ, — попадётся хорошая — будешь счастлив, попадётся плохая — будешь философ». Может быть, у вас есть шанс стать философом, хотя, конечно, хочется быть счастливым: что толку в философии, если человеку хочется счастья. Можно пожалеть человека, которому попалась неблагодарная жена, сварливая, какая у Сократа и была — Ксантиппа. Всем известная Ксантиппа выливала помои на Сократа, ругала его публично. Он переносил это с величайшей кротостью и неким благодушием, как бы показывал благородство души своей. Но я вам, конечно, этого не желаю. Я желаю, чтобы супруга ваша оценила вас, как своего не худшего мужа, — уверен, — чтобы она поняла, что есть у неё и чего нет у других женщин. Есть масса незамужних женщин, которые хотели бы выйти замуж, да вот не сложилось. Есть масса женщин, на которых мужья поднимают руку или пьют горько. Есть масса мужей, которые разленились и не хотят работать, и женщина тянет на себе, как бедный ослик, всю тяжесть домашней нагрузки, ещё и на работу бегает, вынуждена зарабатывать. Поэтому конечно горько, когда хорошие люди лишены элементарных житейских благ, а кто-нибудь имеет эти блага в достаточности и пренебрегает ими, не замечает их. Мне бы хотелось, чтобы всё согревающий Дух Святой животворящий, мягкими прикосновениями открыл глаза вашей супруги. Даже если бы вы были намного хуже, чем вы есть, — потому что мы — не ангелы, мы — люди, у нас есть масса недостатков, — то ей всё равно нужно быть благодарной Богу за своего спутника жизни. Женщине муж необходим, как птице — небо. Что за женская доля, если женщина одинока? Это горькая философия. И Соломон об этом много сказал. Может быть, наказывает вас за что-то Христос, хочет чтобы вы в чём-то покаялись и исправились. Может быть, сдерживает вас от чего-то худшего. По тону вашего вопроса и по вашему голосу я вижу, что у вас хватает терпения и мудрости, что вы, так сказать, достойно несёте этот крест свой житейский, чего я вам в будущем и желаю. Однако с прибавлением пожелания видеть улучшение отношения вашей супруги к вам. Да сделает так Господь, чтобы она больше ценила вас, а вы не напоминали ей о прежних годах, когда она позволяла себе бурчать без повода. Господи, помилуй! Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы. Жёны, слушайтесь своих мужей, как Сара Авраама, и знайте, что мужья ваши — это слава ваша. Какие бы они ни были, это ваша чаша, это ваша слава, вы — ребро этого человека. Дай Бог, чтобы было так.

— Здравствуйте, отец Андрей. Христос Воскресе! Рад слышать, что вы подняли тему, Апокалипсис затрагиваете. Хорошо, что в предыдущей передаче, где разбирались 17-я и 18-я главы Откровения, вы определили блудную наездницу. А вот интересно бы услышать про зверя. Что же это за зверь? Тут есть определённая загадка. Указывается на семь голов у зверя… Если сравнивать с Даниилом, который описывает семь зверей: лев, медведь, барс и страшный и ужасный четвёртый зверь — вкупе они имеют семь голов. В Апокалипсисе тоже есть части тела и от барса, ото льва, от медведя, и тоже семь голов. Когда ангел раскрывает тайну этих голов, что пять пало, один царь есть, а седьмой ещё не пришёл, то вот здесь возникает некая загадка и не совсем понятно. Если по Даниилу, то седьмая голова — это голова Римской империи. Если же по Откровению Иоанна Богослова, то Римская империя — это шестая голова, а седьмой ещё не пришёл. Что это значит? Если это опять понимать под Римской империей, что якобы будет возрождение, то это не укладывается, потому что в Апокалипсисе написано, что одна голова зверя исцелела. Т.е. это Римская империя, которая возродилась. Не кажется ли странным, что христианская Европа, так называемая, имеет название совсем не христианское, потому что Европа — это языческое название, истоки находятся в греческой мифологии. Поэтому исцеление головы зверя — это то, что было принесено Христом, когда Он поразил эту голову — Римскую империю: христианство обрело силу, язычество ослабело. А сейчас всё повторяется в обратном направлении: язычество набирает силу.

— Может быть. Поскольку Апокалипсис выскальзывает из рук, и вряд ли подвержен точным толкованиям, — в него можно вглядываться каждую эпоху, и каждую эпоху там будут какие-то нюансы, словно бы вычитанные в утренней газете, он читается как современная книга; я думаю, что он в любую эпоху читался как современная книга, — то мне близки ваши рассуждения о том, что языческая Римская империя возрождается. Её возрождение, безусловно, качественно иное. Это те ноги глиняного колосса, частично железные, частично глиняные. Там голова золотая, грудь, плечи серебряные, живот медный, а дальше, чем ниже, тем уже слабее. Оно вроде всё грандиозное, но на самом деле слабое, уязвимое. Например, информационный мир: «Всё знаю, — сказал Гугл. — Всё могу, — сказал компьютер. — Ну-ну, — сказало электричество». Знаете, есть такая шутка? Оно вроде всё сильное, а что-нибудь замкнулось, распаялось, разлетелось, проводок порвался, и космический корабль не летит. Так что это действительно похоже на возрождение, но которое только по видимости имеет вид силы древних империй. Римская империя заложила фундамент государственности настолько сильно, что мы пользуемся наследием Рима в юриспруденции, во многих вещах, касающихся государственного строительства. Отчасти, Соединённые Штаты Америки могут, в каком-то смысле, ассоциироваться с неким подобием всемирной империи — наследницы Рима, которая где силой, где хитростью — разделяй и властвуй — пытается управлять всем миром, собирая в себя все сокровища его, ручьями стекающиеся. Звери перечисляемые, кстати, существуют на флагах Евросоюза и стран, близких к нему, или сателлитов американских. Например, лев — это известный геральдический знак Британии, а, допустим, Берлин — носит на своём гербе мишку. Вообще, древнее слово «бер» означает медведя. Слово «берлога» и слово «Берлин» — это однокоренные слова. Так что не только русских можно ассоциировать с медведями, немцев раньше можно ассоциировать с медведями. Так что здесь можно и об этом подумать: какие страны могут быть похожи на животных, упоминаемых в Апокалипсисе. Но самое интересное во всём этом то, что всех этих медведей, львов, барсов и драконов со семью рогами и блудной наездницей сверху, побеждает Агнец. Ягнёнок побеждает барса, Ягнёнок побеждает льва, Ягнёнок побеждает медведя. Об этом Николай Сербский очень интересно говорил, что все змеи, драконы, прочие такие жуткие вещи украшали языческие алтари, а попрал их Своими непобедимыми ножками, копытцами потоптал нежный Ягнёнок, берущий на Себя грехи мира. Апокалипсис полезен тем, что он промывает мозги человеку, я бы так сказал. И даже если мы не достигаем в своих размышлениях и чтениях конечного пункта, т.е. не можем с уверенностью сказать, что это именно так и не иначе, — а так чаще всего и бывает, — то сам процесс чтения этой книги и размышления над ней даёт нам некий особый взгляд на современную историю, возвышает нас над нею и промывает наше сознание. Поэтому и сказано в начале книги: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего… ибо время близко». Приятно, что эта тема находит отклик, потому что она свидетельствует о духовном здоровье. Некогда Варсонофий Оптинский говорил, что горе нам: сейчас никто не читает Апокалипсис, потеряли вкус к нему, не интересно людям. Благо нам, раз есть интерес к Священным книгам, в частности и к книге Откровение Иоанна Богослова. Будущее покажет детали.

— Христос Воскресе! Раб Божий Сергий из Москвы. Батюшка, всё легко читать с вашими пояснениями, с руководством к чтению. Есть такая замечательная книга — «Толковая Псалтирь». Как ею лучше пользоваться? Что вы можете посоветовать?

— Я думаю, что читать Псалтирь лучше всего так, как мы читаем, как привыкли в церкви и по домам — кафизмами — по шесть, семь, восемь, девять, десять псалмов сразу, имея ввиду, что мы там не всё понимаем и не всё нам открывается. А вот уже докапываться смысла в тех или иных псалмах необходимо во время самостоятельного, такого что ли обучающего чтения, когда мы не стоим перед иконами и не осеняемся крестным знамением, не совершаем внешних молитвенных трудов, а просто сидим за столом и читаем, допустим, толкования на какие-то стихи, которые нам непонятны. Или, например, вы стоите в церкви, читается кафизма какая-нибудь, или часы читаются, и какой-то из стихов, часов или кафизм заходит вам в сознание и заинтересовывает вас, вы думаете: «Надо разобраться с этим». Вы потом берёте дома Библию или «Толковую Псалтирь», отыскиваете там этот стих и пытаетесь понять его буквальное значение, его духовный смысл. Таким образом, капля по капле, крошка по крошке, мы приобретаем знания, которые позволяют нам с удовольствием слушать богослужения, с вниманием и с пользой читать дома молитвы и псалмы и, вообще, разбираться в структуре церковной жизни и богослужебной её части, потому что Псалтирь — это интегральная книга: при незнании Псалтири очень многие вещи остаются покрыты непроникаемым мраком. Так что молитвенно читать её нужно как заведено Церковью, а уже в плане самообразования читать толковательные тексты для уяснения тёмных мест, которые нам были непонятны при молитве. Я бы так рекомендовал с осторожностью это делать. Христос да поможет, царь Давид да благословит!

— Батюшка, благословите Любовь. Я хотела узнать, как понимать волю Божию? Допустим, я прошу о чём-то, читаю акафист или канон. Ну а если нету воли на это, я должна своей верой и надеждой у Господа вымолить, или как?

— Если воли Божией не будет на то, что вы просите, о чём вы прошения свои приносите, то вы не вымолите, я думаю. Поскольку если бы Бог не любил нас, то Он бы, конечно, давал нам всё, что мы попросим, в т.ч. и то, что нам вредно. Но иногда так и бывает, кстати. Сколько случаев, когда говорят: «Нет, вот дай мне вот это, дай мне». — «Ну на тебе». А потом ты понимаешь, что выпросил что-то очень не нужное тебе, очень опасное. Так что по большой любви Своей, если Бог не захочет дать, то вы никак этого не вытребуете. А поскольку наш разум помрачён и мы не совсем знаем, что нам нужно, то мы должны просить и заканчивать свои прошения так: «Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет». «Если есть воля Твоя, Господи, дай мне вот это. А нет воли Твоей, то дай силы потерпеть, обойтись без этого», — как-то так. Как Христос в Гефсиманском саду, очевидно, надо заканчивать свои прошения: «Я хочу вот это. Но если нет на это воли Твоей, пусть будет так, как Ты сделаешь. Дай мне силы принять это». Вот в таком духе необходимо приносить Богу свои прошения. «Помоги мне, Господи, дай мне то, что нужно мне, если есть на то святая воля Твоя». Очень интересно молился об этом Филарет Дроздов: «Не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты Один знаешь, чего мне потребно. Ты любишь меня более, нежели я умею любить себя. Ты зришь нужды мои, которые скрыты от меня. Зри и сотвори со мной по милости Твоей. Не дерзаю просить у Тебя ни креста, ни утешения. Порази и исцели, сокруши и подними меня. Благоговею и безмолвствую перед святою Твоею непостижимою для меня волею и святыми Твоими судьбами. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою святую. Научи меня молиться, Сам во мне молись». Вот эти слова огненные — это Духа Святого слова, которые были даны сердцу Филарета. Пусть они вам помогут.

— Отец Андрей, благословите. Скажите, вот молитвослов Бесплотным Небесным Силам: обычно говорят про семь архангелов, а вот восьмой архангел Иеремиил… Что это означает?

— Я не большой специалист в этих вопросах. Иеремиил — да, действительно, попадается такое имя святого архангела, но я, к сожалению, не могу сказать вам точно, откуда такая ангелология взялась, потому что в Писании я этого не видел. В Писании мы читаем о Михаиле, о Гаврииле, о Рафаиле. Предание говорит нам ещё о Урииле, Селафииле, Варахииле, Иегудииле. Есть ещё другие, да. Очевидно, что архангелов и ангелов огромное количество, и у каждого из них есть имена. Если Господь даёт имена звёздам, которые творит, то конечно Он дал имена и ангелам, которые лучше звёзд. Но я сейчас не готов сказать, откуда этот источник знаний и кто именно даёт нам эти перечни. Поэтому потерпим своё невежество, я и вы.

— Христос Воскресе! Скажите пожалуйста, а что ещё прочитать о Псалтири, в целом, чтобы лучше понимать содержание Псалтири? Когда читаешь Псалтирь, то до девятой кафизмы как-то вот всё понятно. Тяжело даются девятая, десятая, одиннадцатая кафизмы. И потом, когда «Песнь степеней» начинается — опять всё понятно. Может быть, есть что-то такое интересное, чтобы как-то лучше понять Псалтирь?

Что делать, если впадаешь в уныние, молитва не идёт, и читается только какой-то минимум?

— Человек — не машина, ему трудно выдерживать один и тот же ритм и график постоянно. В монастыре это несколько легче, потому что когда ты не можешь молиться, ты просто приходишь на правило братское, и читается оно, и там, хочешь — не хочешь, твоё сознание размягчается от слышания Божиих слов, и ты находишься в общем потоке. А мирянину, конечно, тяжело. Он должен сам бороться, сам трудиться, и не всегда хватает сил. Ну что же, немощи свои нужно терпеть, роптать посреди немощи не надо, надо стараться проявлять мужество и благодушие, надо знать, что времена меняются: сейчас не сможешь, потом сможешь. Даже знаете, бывает, что молиться хочется и легко, «и верится, и плачется, и так легко, легко…» — как Лермонтов говорил. Так вот, некто из святых сказал: «Когда ты имеешь радость от молитвы, и много силы, энергии даёт тебе Господь, то ты умножай молитвы свои, когда ты помнишь Бога, чтобы когда ты забудешь Бога, Бог не забыл тебя». Какие красивые сильные слова. Т.е. когда ты помнишь Бога, умножай свои молитвы, чтобы потом, когда ты забудешь Бога, — ведь мы забываем Бога часто, — чтобы Бог не забыл тебя, чтобы прежде принесённые Ему молитвы хранили тебя справа, слева, сверху, снизу, спереди и сзади, бронёй тебе были и кольчугой. Так что не удивляйтесь периодам слабости. Иногда разбавляйте своё молитвенное чтение новыми текстами, той же святой Псалтирью, или Евангелием, или другими молитвами. Может быть, от усердия поклоны бейте, когда наступает время поклонов. Одним словом — трудитесь.

Что касается Псалтири, то у того же митрополита Филарета есть записки на книгу Бытия, попытки толкования Ветхого Завета и в т.ч. Псалтири, сложных псалмов, например, 67-го, такого тайноводственного псалма. Девятая кафизма читается по субботам, что означает само по себе, что девятая кафизма очень тяжёлая, глубокая и многосмысловая. Именно девятая — она пророческая, там есть много пророческих вещей. Даже по номерам кафизм можно понять как бы их место в церковной иерархии. Первая и вторая читаются в субботу вечером, девятая — это кафизма субботнего дня. Т.е. воскресное всенощное бдение имеет первую, вторую и третью кафизму: первую — на вечерне, вторую и третью — на утрене. Девятая кафизма — это кафизма субботнего дня, это тайная кафизма великая. Семнадцатая читается каждый день на будничной полунощнице. Вы совершенно правильно сказали, что начиная с десятой, одиннадцатой, двенадцатой начинается некая тяжесть, как-то тяжело они читаются. Это происходит некое восхождение на гору, ты поднимаешься: первая, вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая, восьмая, девятая… Потом десятая кафизма — это половина Псалтири, одиннадцатая: они действительно тяжелы. В этой тяжести есть что-то похожее на подъём на гору, а потом начинаем спускаться вниз и опять хорошо. И действительно, уже начинаются пятнадцатая, шестнадцатая, семнадцатая, уже как-то легко-легко, уже движется к концу эта Святая книга, чтобы опять её потом перевернуть и начать заново. Всю жизнь нужно учиться, чтобы хоть что-нибудь накопить в душе к священному моменту перехода из этой жизни. «Песни степеней», например, я надеюсь, вы знаете — это те песни, которые пелись на ступенях Иерусалимского храма левитами. Их там ровно столько, этих песен в кафизме, где «Песни степеней», сколько ступеней было в Иерусалимском храме. И поднимаясь по ступеням храма, на каждой ступени они пели новую песню. Допустим, на субботней всенощной мы поём прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся, Облечеся Господь в силу и препоясася, Ибо утверди вселенную, яже не подвижится», — оказывается, именно этот псалом пели левиты в Иерусалимском храме в день субботний. Это всё такая очень «сладкая» тема, её нужно всю жизнь потихонечку грызть, чтобы она дала нам плоды свои. С Богом!

— Добрый вечер, батюшка. Христос Воскресе! Я читаю «Толковую Псалтирь» с подстрочными комментариями, она печатается по новой орфографии, издание преемников Лопухина. Она очень ценна тем, что здесь сначала идёт описание того, что происходило, например, от кого там бежал Давид… Вот это очень интересно, легче идёт понимание того, что написано.

— Совершенно верно. Когда человек даст себе труд посмотреть, когда этот псалом был написан, когда там Давид бежал от лица Саула, или когда Давид отбегал от лица Авессалома, или когда находился в пустыне, то там действительно нужно познакомиться с жизнью самого Давида, с книгой Царств, соответствующей, 2-й книгой Царств, 3-й книгой Царств, и почитать, что же там было у этого святого человека. И тогда обстоятельства жизни его оживают перед нами. Спасибо за эту хорошую мысленную наводку. Я думаю, что слушатели себе это заметят, и в чтении, в погружении в библейские тексты возьмут это себе на вооружение. Если написано, что псалом такой-то, когда Давид бежал от лица Авессалома, и ссылочка сразу: глава и стих Библейской книги — пошли туда сразу по ссылочке, нашли и уяснили для себя этот вопрос.

— Здравствуйте. Я бы хотела знать, почему мы Господа Бога называем на «Ты», а друг друга величаем на «вы»? Ни в одной стране этого нет, а у нас, у христианской России это заведено. Объясните, как от этого отделаться, чтобы не величать нам друг друга…

— На эту несообразность в своё время указывал преподобный Серафим Саровский. Поэтому, конечно, эта проблема известна не с сегодняшнего дня. Но я не думаю, что это самая главная наша проблема. Когда посмотришь на все остальные беды и несчастья, поражающие тело русского народа и тело Церкви Божией, то становится понятно, что этим нужно заниматься в своё время, а… Вот допустим, проблема абортов: убийство невинных людей в огромных количествах. Или отсутствие мужчин в церкви. До сих пор женщины составляют бóльшую часть молящихся. Где мужики? Вот где проблема. Если бы, например, я знал, что скажу какому-то мужчине: «Уважаемый Иван Иванович, пойдите пожалуйста в церковь», — я ему на «вы» готов с утра до вечера говорить, если буду знать, что он пойдёт в церковь, я в этом не вижу никакой проблемы. И многое другое. У нас есть реальные проблемы, которые нужно решать, от которых зависит наше будущее и наше духовное здоровье. Впрочем, и это, конечно, один из вопросов, который тоже нужно решать. Но «тыкать» у нас умеют: по части того, чтобы «тыкнуть» человеку — с этим у нас проблем нет. Наоборот бывает: надо научить уважать старика, уважать незнакомого человека, не «тыкать» ему лишний раз. Тут проблема с культурой и воспитанием тоже существует. Я не могу сказать, что ваша тревога меня снедает днём и ночью, я не вижу в этом огромной проблемы, огромные проблемы вижу в другом.

И эти проблемы да поможет нам решить воскресший из мертвых Господь Иисус Христос. Чтобы абортов не было, мужчины были в церкви, а мы — «тыкаем» мы или «выкаем» — любили друг друга по заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего, и ближнего своего, как себя самого». В этом весь закон и все пророки.

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации