2215 БЕСЕДА НА РАДИО «РАДОНЕЖ». Послание к Римлянам гл.1, гл.2 [14.11.2014]

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Эфир от 14.11.2014 21:00

Рим. 1:16-28, 2:3-11.

16Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

17В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

18Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

19Ибо, что’ можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.

20Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

21Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;

22называя себя мудрыми, обезумели,

23и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,-

24то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.

25Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

26Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;

27подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

28И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства…

3Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то’ же?

4Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

6Который воздаст каждому по делам его:

7тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную;

8а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев.

9Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

10Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

11Ибо нет лицеприятия у Бога.

Вечер добрый, братья и сёстры. Мы с вами в прямом эфире. Меня зовут протоирей Андрей Ткачёв. Я буду сегодня с вами, в пятничный эфир, уже традиционный, в течение часа пытаться беседовать о вещах важных.

Я хотел бы побеседовать сегодня с вами о Послании к Римлянам. Это Послание апостола церквам, один их тех фрагментов Писания, таких больших писем, посланий Соборных, который праведно читать часто. Он читается на воскресных службах очень часто, после Пятидесятницы. Именно отсюда, из Послания к Римлянам, читаются многие воскресные зачала апостольские. Его можно знать наизусть, при желании, как и 17-ю кафизму, как и целые куски Книги Бытия, как и Евангелие, которое вообще подобает читать, читать и читать, запоминать-заучивать и жить им.

Итак, я сегодня хотел бы с вами почитать несколько вещей, несколько слов, несколько цитат взять для размышления из Послания апостола Павла к Римлянам. Начнём с первой главы. Не с первого стиха, мы постишно не пойдём, пойдём по тем местам, которые я считаю нужными в данном случае. Уж простите мне мой волюнтаризм.

Итак, апостол пишет: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Эллину». «Я не стыжусь благовествования Христова» — эти слова в отношении к нам имеют ту силу, что многие люди часто стыдятся признавать себя христианами. «Веришь ли ты в Бога?» — «Ну да, верю… Или не знаю. Я верю, что там что-то есть», — говорит человек. А вот сказать, что «Я верю в Христа, рожденного от Девы, распятого на кресте, воскресшего из мертвых, и имущего судить живых и мертвых в оный день, когда поднимутся мертвые из гробов», — это уже больше, лучше, чище, страшнее и серьёзней, и здесь уже люди стыдятся сказать, что я — христианин. Не хватает веры. Важные очень слова: «Я не стыжусь благовествования Христова»…

Периодически ездя по Москве на такси (много таксистов-мусульман: казахи, туркмены, таджики, киргизы, дагестанцы),  вольно — не вольно разговариваешь с таксистами, и они все настырно проповедуют Ислам. Стоит с ними заговорить о чём-то более-менее духовном, как они говорят о Мухаммеде, последнем пророке, о «Столпах Веры», о каких-то ещё вещах. И нужно отвечать, нужно давать понять, что ты знаешь это, и нужно говорить своё и т. д. Понимаешь, что это бесполезно — за время путешествия в такси, за каких-то там полчаса, проповедовать. Нужно иметь царя в голове и не быть таким примитивным, как некоторые, которые тычут своё на каждом шагу. Святые слова требуют святой обстановки. Но вот стоит понять, что они проповедуют. Они ездят за рулём, баранку крутят и проповедуют. Не стыдятся благовествовать свою веру. Наши часто стыдятся благовествовать, поэтому я хочу обратить ваше внимание на слова апостола Павла: «Я не стыжусь благовествования Христова». Т.е. не стыжусь говорить о том, что Христос — это Божий Сын, который стал человеком и был распят как злодей. В те времена злодеев продолжали распянать. «Я не стыжусь, потому что оно есть (Евангелие Христово) сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Эллину». Это выражение «Во-первых, Иудею, потом и Эллину», потом ещё повторится в Послании к Римлянам несколько раз. Он будет так и говорить: «Во-первых, Иудею, потом и Эллину», во второй главе, в третьей и дальше. Это потому, что Евангелие обращено, во-первых, к Иудеям. Это трудно понять нашим антисемитам и многим радикально настроенным людям, которые слышали звон, но не знают где он. Но вообще, верующий человек должен спокойно к этому относиться. Православный верующий человек должен спокойно относиться к тому, что Слово Божие обращено во-первых к Иудею, потом и к Эллину, а уже потом и к славянину. И мы, в общем-то, в конце хвоста, быть может, первые можем быть. Потому что «последние будут первыми, а первые последними». Так оно и есть на самом деле. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Такие важные слова, в том смысле, что люди содержат истину в неправде. Т.е. истина есть, её нельзя ни убить, ни прогнать. Она есть, она содержится, но она как бы окружена, задавлена неправдою. И гнев Божий открывается на тех, у кого истина содержится в неправде. Вот такие интересные, важные слова, мне кажется.

Первая глава заканчивается таким длинным пассажем об извращенцах, о тех, которые перестали пользоваться противоположным полом как Бог благословил, а распалились похотью друг на друга, женщины на женщин, мужчины на мужчин. И стали соделывать грех друг на друге, разжигаясь, теряя разум, и вообще с ума сходя, попросту говоря. «Делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение». Это о тех, которые докатились, что называется. Так вот, перед тем как клеймить их, Павел говорит: «Они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное сердце их». Каждое слово как гвоздь. Что такое «Возблагодарить Бога»? Это значит служить Литургию. «Благодарим Господа» — это центральные слова Евхаристии. Когда мы собираемся на Литургию, когда мы говорим «Благодарим Господа», мы благодарим Бога о всех и за вся. За то, что Он мир сотворил. За то, что Он мир грешный не оставил, но спас его посланием в мир Своего Сына. За то, что мир будет изменён и преображён. За то, что Царство Святых есть. За то, что мы предназначены к вечной жизни. За всё это Церковь благодарит Бога. Те, которые «познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили (т. е. не совершили Евхаристию), но осуетились в умствованиях своих (как легко осуетиться в умствованиях, проще простого — кто умеет умствовать, тот знает), и омрачилось несмысленное сердце их». Вот «и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела». Т.е. кто не совершает Евхаристию, не благодарит Господа, кто умствует и осуетился в умствованиях, у кого омрачилось несмысленное сердце, того Бог предаёт в похоти сердец их в нечистоту, и они сквернят сами свои тела. Вот вам генезис всех этих перверсий, всех этих гадостей невместимых, которые у всех на памяти и на глазах, потому что об этом речь идёт постоянно, это новая мораль нового садомского человечества. По крайней мере в европейском измерении. Далее Павел говорит очень важные вещи. Поскольку «они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства». Тоже такой диагноз. Т.е. не озаботились иметь Бога в разуме. Следовательно, предал их Бог превратному уму — делать непотребства. Делаем обратный ход, из индукции в дедукцию переходим, делаем логическое обратное хождение на два шага: делают непотребства те, кого Бог предал в превратный ум, за то, что они не имели Бога в разуме. Что значит иметь Бога в разуме? Памятование Господа, богомыслие, умная молитва — всё это есть «иметь Бога в разуме». Т.е., где Ты, Господи, вижу Тебя, славлю Тебя. «Вижу Тебя» не глазами безусловно, но хочу Тебя видеть сердцем. Блаженны чистые сердцем. Хочу иметь чистое сердце, чтобы Тебя видеть, ибо они Бога узрят. Хочу знать, что Ты здесь. «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». Богомыслие, памятование Господа, это есть постоянное упражнение человека. Иной человек читает правила, а о Боге не мыслит среди дня. А другой человек не читает правила, потому что не успевает или устаёт, однако о Боге мыслит и имеет Бога в разуме. И его Бог не предаёт в непотребный ум творить непотребства. Богомыслие — это постоянное упражнение человека, которое хранит его от разных гадостей, за которые потом будет суд, и которые мы сегодня видим (без купюр) в окружающем нас мире.

Это была первая глава. Мы её не толкуем полностью, мы бегом по ней проходимся. А вот дальше. Важно очень. Апостол Павел упрекает людей, которые грешат и дают себе «зелёный свет» на грех. Как он говорит: «Пренебрегают богатством благости Божией». Т.е., что ты, пренебрегаешь богатством благости, кротости, долготерпения Божия? Что, не разумеешь, что благость Божия на покаяние тебя ведёт? Т.е. то, что ты ещё жив. То, что ты пока здоров. То, что ты в разуме. То, что не в аду и не в тюрьме, и не под пытками, и не под наказанием за всё содеянное. Это ведь не знак того, что всё прощено, всё можно делать и т.д. Нет, это знак другого. Это знак того, что Бог терпит. Т.е., благость Божия на покаяние тебя ведёт. «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия… Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, который воздаст каждому по делам его». Вот такие жёсткие слова Павел пишет Римлянам, а следовательно и всем нам. Потому что то, что пишется в столицу, то пишется и всем. Рим был столицей древнего мира: написанное в Рим касается всех подданных, написанное к главе касается всего тела. Это Послание к Римлянам, оно, так скажем, «головное» Послание апостола Павла. Это изложение его вероучения, так сказать Евангелие по Павлу. Дальше он говорит о том, какие бывают люди и что кому Бог воздаст. Воздаст разное разным. «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев». Давайте проверим себя, прочитавши это. «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести  и бессмертия…» — нужно быть постоянным в добрых делах. Нужно не просто раз за разом, от случая к случаю, иногда, от одного «никогда» к другому «иногда» делать добрые дела, но быть постоянным в них. И искать в добрых делах славы от Бога, а не от людей. Не тщеславия, а славы подлинной, чести и бессмертия. Это постоянство вознаградится жизнью вечной. В Евангелии от Луки, в притче о сеятеле, говорится о том, что те которые плод приносят, в тридцать, в шестьдесят, в сто крат, они плод творят в терпении. Некое постоянство терпеливое необходимо человеку, чтобы достичь вечной жизни. И искать нужно славы, чести и бессмертия. Сразу вспоминается возглас Мирной ектении, где священник говорит: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Подобает Богу слава, честь и поклонение… И Павел говорит: «Тем которые ищут славы, чести и бессмертия», — почти что повторяется славословие из Великой книги. Там слава, честь и поклонение, здесь слава, честь и бессмертие. Очевидно, что молитвы литургии дышат тем же духом, которым дышат апостольские Послания. Ищем ли мы с вами славы, чести и бессмертия? Должны искать. Тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, тем Господь воздаст ярость и гнев. Дальше… Я хотел, чтобы мы выучили это наизусть, это очень важно: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Эллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Эллину… Ибо нет лицеприятия у Бога». Помните, в первой главе апостол Павел говорит: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Эллину». Мы то же самое слышим и здесь. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Эллина!» Эллин — это собирательное имя язычников. Это те, которые мудрые, красивые, олимпийские игры устраивают, статуи делают, стихи пишут, песни поют, на войну ходят, города строят, но Бога не знают. Это Эллины. Это все те мудрёные хитрецы, с красавцами и красавицами, но без Бога истинного. Это, в принципе, мы. «Во-первых, скорбь и теснота Иудею», — потому что он первый знает Бога. Мы ещё Бога не знали, а он уже знал. И если он творит зло, то ему скорбь первому. Но если он знает правду Божию, и живёт по ней, то ему мир первому. И награду ему первому. Потому что нет лицеприятия у Бога. «Во-первых, Иудею, потом и Эллину.», — очень важно. Итак, каждый из нас знает эти слова по собственной жизни. Кто из вас не знает, что такое скорбь? Ещё молимся: «О еже избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды». Т.е. скорбь — это всякая житейская печаль, гнев — это Божие наказание, нужда — нехватка житейских вещей. Не хватает, как правило, денег, здоровья, ума, жить негде, вот это всё — нужды. Все мы знаем, что такое скорбь. Теснота — это то, что заставляет молиться. Потому что стиснутая вода поднимается вверх, а стиснутая душа вспоминает Господа. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Эллина!»… Поскольку мы проживаем в скорбях и теснотах изрядную долю своей жизни, мы знаем, что слова эти относятся к нам. Поскольку мы зло сделали в своей жизни, и не раз, мы пожинаем плоды своих грехов, как скорбь и тесноту. Такова награда всем, делающим злое. И не смотри на человека, едущего в дорогой машине, и не смотри на человека, одетого в дорогой костюм, и не смотри на человека, который живёт в большом доме, потому что не знаешь, что в душе его творится. Если внутри у него скорбь и теснота, то нет у него счастья. Ни в машине, ни в костюме, ни в доме. Внутренние боли уничтожают всякую радость. Это нужно понимать и знать. Об этом говорили все святые отцы, которые проповедовали людям. Больше всех говорил об этом Златоуст. «Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Эллину… Ибо нет лицеприятия у Бога». Слава, честь и мир всякому, делающему доброе. Делать доброе должен каждый человек. Чтобы делать доброе, нужно иметь ум. Потому что сначала нужно узнать, что есть доброе.

В период моего детства, когда мне делали операцию на аппендиците, сосед по палате, которого тоже оперировали, умер. Мальчик. Умер оттого, что бабушка накормила его булкой раньше времени. После операции нельзя кушать сутки или чуть больше. Он лежал страдал: пить нельзя, только промачивать губы водой с лимоном. Конечно маленькие дети страдают, они не понимают, что нужно терпеть. И вот ребёнок ныл-ныл, хотел есть, хотел пить, бабушка быстренько побежала в магазин, купила булку, тайком принесла её, дала ему съесть, он её жадно съел и умер к вечеру того дня. Т.е. вот вопрос: накормить человека, это добро или зло? Конечно добро. А накормить больного после операции, добро или зло? Зло. Так когда и кого кормить зло, а когда и кого добро? Бабушка — убийца. Но не потому, что она хотела убить своего внука, она не била его ножом, не била его молотком, ни била кирпичом. Она его накормила, и убила. Не вовремя сделанное добро — это зло, не тому сделанное добро — это зло, не так сделанное добро — это зло. Т.е. творить добро — тяжело. Чтобы творить добро, нужно иметь ум. А ум есть не у всех. У кого ума нет, тот добро делать не может. Он его в принципе не делает, он не способен к деланию добра. Когда мишка из басни Крылова отгонял муху от своего товарища, и назойливая муха садилась то на нос, то на лоб спящему человеку, осерчавший мишка взял камень и так треснул по башке своего товарища, что голова раскололась надвое. Муха, конечно, улетела. Да даже если бы он её убил, велика плата. Вот «мишкина услуга», так сказать. «Мартышкин труд», «мишкина услуга»… Добро хотел сделать мишка человеку, муху отогнать, насекомое наказать. Жужжит, спать мешает товарищу. И убил человека. Мишка добра хотел, убил человека. Бабка добра хотела, убила внука. Булкой. Булкой можно убить человека. Не пистолетом. Не обязательно пистолетом. Росчерком пера, куском хлеба, не вовремя данным лекарством. Одним словом, если кто-нибудь из вас думает, что мы умеем творить добро, он ошибается. Потому что, чтобы творить добро, нужно иметь ум. Вопрос: есть ли у нас ум? Апостол Павел потому и говорит: «Слава, честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Эллину». Потому что Иудеи испытывали из закона, что ж такое доброе, когда бить сына или когда его не бить. Вот реши вопрос: не побьёшь, пожалеешь, а потом всю жизнь плакать будешь; а побьёшь, вроде сделал зло, вроде бы, а на самом деле исправил юношу от пути злого, и потом всю жизнь наслаждаешься покоем. Вот и решите загадку. Не решается она простым щелчком пальцев. Потому что ума у нас мало, а чтобы творить добро, нужен именно ум. У кого его нет, тот добра не делает. Нужно просить у Господа разума, об этом пишет апостол Иаков: «У кого не хватает мудрости, пусть просит у Бога, и даст ему Бог». Только пусть просит не сомневаясь, потому что сомневающийся человек подобен волне, которую ветер поднимает и развевает в водяную пыль. Да не думает получить что-либо такой человек. Нужно просить с верою. Но я в жизни очень мало встречал людей, которым не хватало ума. Спроси человека: «Чего тебе не хватает?» Ответит: «Ну не хватает денег, чего ещё… Времени не хватает. Слишком мало часов в сутках. Вот было бы в сутках 48 часов, я бы всё успевал. А так я не успеваю. Есть много работы, желаний, стремлений, замыслов, но не успеваю. Нет времени». Не хватает сил, не хватает терпения, ещё чего-то там. Но я почти не встречал людей, которые бы сказали: «Мне не хватает ума». Как правило, каждый считает себя умным, и даже очень умным. Вот денег не хватает, здоровья не хватает, времени не хватает, терпения не хватает, а ума хватает. Поэтому и не просишь. Чего хватает, того и не просишь. И получается, что мы, не имея ума, считаем, что он у нас есть. Не просим его, потому что просят же того, чего нет. И получается, в конце концов, что мы и добра не имеем за душой, потому что добро можно творить только при наличии здравого рассудка. Т.е. здравого понимания, где «хорошо», а где «плохо». Где «очень хорошо», где «очень плохо». Даже где «хорошо», а где «лучше». Ведь нужно различать не только «хорошо» и «плохо», а «плохо» и «хуже», «хорошо» и «лучше». Бывает, выбираешь между добром и злом, а бывает, выбираешь между «плохо» и «ещё хуже». Надо выбирать «плохо», чтобы не было «ещё хуже». Нужен ум человеку, чтобы разбирать помыслы. Как нужен язык и гортань здоровые, чтобы разбирать вкусы. Итак, «Нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут…» Это, собственно, я пытаюсь поселить в вас желание читать Священное Писание. Я пытаюсь поселить в вас желание превратить Библию из отложенной, в читаемую и востребованную книгу. Т.е. не ту книгу, которую я взял бы на необитаемый остров, если бы когда-нибудь на него попал, а в ту книгу, которая уже сейчас есть дома, которую я открываю и читаю. Это очень важно. Начинайте читать Писание. Для того, чтобы эта любовь к Писанию в вас поселилась, к размышлению, чтению, рассуждению, мы и встречаемся с вами, этому посвящены наши вечерние встречи.

Здравствуйте, отец Андрей. Меня зовут Филипп. Позволю назвать себя ещё не старым, мне тридцать лет… Много молодёжи, которую я знаю, которая воцерковилась в молодом возрасте, они слушают рок-музыку. Это не значит, что все, кто слушает рок-музыку, воцерковляются. Но те, кого я знаю, они слушают именно ни поп-музыку, ни шансон, ни клубную, а более-менее серьёзную музыку, Пинк Флойд, например. Можете ли вы объяснить, почему так? Андрей Кураев в одной из своих лекций говорил, что если подросток не слушает рок-музыку, а слушает какую-нибудь попсу, например, то даже нет смысла с ним разговаривать. Вы можете это как-то сопоставить? Далее. Мы не будем брать группы, которые, явно с оккультным подтекстом (я знаю, вы слушали в молодости Лед Зеппелин, их фронтмен содержит оккультный магазин в Лондоне), а взять, к примеру Джона Леннона. Всеми почитаем, не делал ничего плохого… Но всплывают факты, что он в Гамбурге, полушутя, продал душу на спиритическом сеансе у одной известной в то время оккультистки. И его высказывания по поводу того, что христианство нужно упразднить… Не есть ли это настоящий сатанизм, а не то, что смешное, что они выпячивают, знаете…

            — Что я вам скажу… То, что называется попсой, это очень лёгкое такое пение, которое плавает сверху воды, и как известно, всплывает не самое лучшее. Это именно то, что плавает сверху. Поскольку рок-музыка изначально вышла из сопротивления, из некоего такого бунта, из противления ханжеской морали, из противления зализанному, успешному, сытому миру, которому Христос нужен только для оправдания своих пороков (там есть бунтарство, в котором имеется много негатива, но есть и некие здоровые жилки), то конечно эта музыка привлекает более серьёзных людей, нонконформистов. Из них часто вырастают настоящие христиане. И мы знаем много примеров, когда слушатели и игроки рока глубоко воцерковлялись. Перешифровывали свои мысли, взрослели, отяжелевали от груза опыта и грехов, начинали каяться, и приходили к познанию Христа Спасителя. Попсовики, они как были лёгкими, так, судя по всему, и останутся, в большинстве своём. А вот эти… Тут у них дорога резко расходится: либо в ад, либо в рай. Поэтому здесь есть конечно интересная вещь такая… Та музыка, которая стремится быть мировоззрением, она рождает людей, для которых Христос важен. По крайней мере, может помочь некоторым людям дорасти до осознания того, что Христос это не просто звук, не просто Имя, это живой Господь, ставший человеком, Он за меня умер и воскрес. Та музыка и та практика, которая стремится стать образом жизни, а не просто «ля-ля», вот та серьёзная музыка, с серьёзным намерением, скажем так, она способна поставить перед человеком более серьёзные задачи. А на выходе она кому-то поможет погибнуть, а кому-то поможет спастись. Вот так я бы сказал. И мне известны рок-музыканты или рок-фанаты, которые приходят к Богу. Серьёзно приходят. Уже со шрамами, с синяками приходят, но приходят. Это не значит, что все приходят, но приходят. Как и блудницы в Евангелии, они же там каются, но это не значит, что все покаялись. Нет, каялись отдельные, а остальные оставались. Вот просто изменяющие мужу женщины в Евангелии не фигурируют, там именно блудницы фигурируют. Мелкоблудящие женщины там отсутствуют. Там фигурируют только отпетые грешницы. Они, как раз и каются. Это настоящие грешницы, по-настоящему и каются. А те, которые кое-как грешат, кое-как каются, они как раз там не присутствуют. Так и с рок-музыкой. Там либо вниз, либо вверх. Рано или поздно.

А что до Леннона, то конечно глупый он человек. Они там ляпнули, однажды было, в гастролях там где-то, что они скоро будут популярнее, чем Иисус Христос. И, вы знаете, к похвале христианскому сообществу в западном мире, их концерты байкотировали в Латинской Америке, в Испании, где-то ещё в Европе. В Америке стали массово сжигать их пластинки. Это что такое? Поёшь, пой, болван, а рот на Христа не разевай. Там миллионы молодых людей сказали: «Слушай, ты, Джон Леннон, чтоб тебе было то и это, пасть свою поющую на Христа не разевай». И они очень правильно себя повели. И скоро Леннон умер. Ну, что ж, он сам выбрал свой путь. То, что он глупый, это понятно. Пусть перед Богом отвечает. Кто там популярней сейчас на том Свете, Христос или Леннон, интересно? Пусть Леннон сам отвечает за свои глупые слова. А глупым быть нельзя, глупых Бог наказывает. Не будьте глупыми, будьте умными. Умный спасётся, глупый — никогда.

Здравствуйте, отец Андрей. Василий вам звонит. У меня вопрос насчёт Оригена. Он был великим толкователем, даже есть такие сведения, что Василий Великий и Григорий Богослов любили его. Но, эпилог жизни, к чему это привело… Пятый Вселенский Собор его анафемствовал, он скатился с этих высот толкования, богомудрия, до…

            — Я понимаю. Ориген — это трагедия. Ориген — это слава Церкви и её трагедия. Но. Нам нужно чуть-чуть ослабить вожжи, потому что Ориген умер в союзе с Церковью. Ориген не умер еретиком. Его осудили постфактум, потом, спустя столетия после его смерти. Вклад Оригена в Богословие очень серьёзный. Он толкователь, экзегет такой, собиратель, анализатор текстов. Он применил научные принципы толкования текста Евангельского. Без него Богословия бы не было. Он был на водоразделе. Без него бы действительно не было Василия Великого, не было Афанасия Великого, может быть, Григория Богослова. Григорий и Василий изучали его пристально. И вообще, это был великий человек. Многие Святые говорили о нём великие вещи. Григорий Чудотворец, святитель, говорил, что Ориген знает Божие Слово так, как его знает Сам Господь, а объясняет так, как понятно людям. Мы прежде суда не будем судить. Ориген, им можно пользоваться, его книги стоит читать. То, что он написал и сделал, стоит понять. То, что он на сегодняшний день не в Святых, а в еретиках, стоит испугаться. Потому что на столько великие люди могут уйти в сторону. Это слава Церкви и её трагедия. Дела его продолжают жить. У нас есть Толстой, это немножко похоже. Гений, литературный гений, причём, нравственный гений. Человек, которому было не всё равно. Ведь миллионы людей, дворян, образованных, офицеров, всяких вронских, карениных… Ведь реальные каренины, реальные вронские блудили, крутили столы на спиритических сеансах, играли в карты, проигрывали живых людей, меняли их на собак, на гончих. Что хочешь творили, и ни у кого душа не болела. А у этого болела душа, и он в еретиках оказался. Это очень серьёзная вещь, это не простая штука, когда душа болит, это всё не просто. И у нас, простых людей, маленьких людей, у которых маленькая душа по-маленькому болит, у нас есть соблазн их с лёгкостью осуждать, но это нельзя. Потому что они не простые люди, они своё сделали. Ориген требует отдельного разговора. То, что Церковь сказала о нём, так оно и есть. Церковь права. Но будет страшный Суд, мы всё увидим. А пока что нужно со страхом и трепетом жития своего время жительствовать. Знать, что действительно великие, падают. Что ж тут уже про мелких сошек говорить.

            — Здравствуйте. Благословите, батюшка, раб Божий Сергей. Скажите пожалуйста, что такое духовная нищета, и как можно быть нищетою богатым. И ещё один вопрос, личный. Ваше отношение к Владимиру Семёновичу Высоцкому.

            — Ну «нищетою богатый», это Николай Чудотворец, мы в тропаре поём: «Сего ради стяжал еси смирением высокая», — т. е. через смирение стяжал себе высокую похвалу, «…нищетою богатая», — стяжал себе нищетой богатое воздаяние. Это знаете что, нужно быть пустым, чтобы наполниться. В полного не наливают. В полную кастрюлю ничего не нальёшь, в полный кувшин ничего не насыплешь, в полный карман ничего не дашь. Если у тебя карман полный песка, а я хочу тебе дать семечек, то ты высыпь песок, и прими семечки. Одним словом, кто полный, того Бог не наполнит уже. А кто пустой, и знает, что он пустой, и от этой пустоты мучается, то он молится Господу: «Приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». И тогда Бог наполняет пустых. А тот, кто полон… Чем полон? Сам собой полон: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» Вот эти люди, полные сами собой, они не наполняются Богом. Поэтому нищетой стяжается богатство, пустотой стяжается полнота, унижением стяжается высота. Это отражает тайна, отражённая в тропаре Николая Чудотворца.

Что касается Владимира Семёновича Высоцкого, то я процитирую о. Андрея Кураева, который сказал, что это была «хрипящая совесть семидесятых». Это была светская проповедь честности некой такой, нонкомпромиссности. Многие люди учились гражданскому пафосу, или правдивым словам, или честному языку на его песнях. Его стилистика может нравиться не всем. Я знаю много хороших людей, которые не любят его, в принципе не любят, именно по стилистике не любят. Им претит его эта хрипатая, нагловатая, нахрапистая, своя личная такая проповедь себя самого. Иногда. Многие наоборот, считают, что Высоцкий был одним из их учителей жизни, и они учились честности, жить не по лжи. Как потом Солженицын говорил, что учился у него. Это был очень важный человек в истории русской культуры. Это конечно русский человек. При том, что он по еврейской линии, из Киева его род идёт. Он тамошний. На самом деле это человек русской культуры. Не поймёшь, кто он больше: поэт-песенник, или автор собственных текстов и исполнитель под гитару, или он актёр театра и кино, чего в нём больше. Это был важный человек. Его творчество не забудется, оно серьёзное. Так что, отношение, в принципе, к нему хорошее. При всём трагизме его фигуры. Конечно, умер рано, и умер, сами знаем как и от чего. Опять-таки, возвращаясь к вопросу об Оригене. Т.е. почти тоже самое. Толстой, Ориген, Высоцкий… Вот такая трагическая судьба неординарной личности.

Здравствуйте, батюшка, благословите, раба Божия Анна из Москвы. У меня вопрос по поводу электронных паспортов. Я слышала ваше мнение, что это не так важно в нашей жизни. Но, знаете, я не могу понять… Практически все наши старцы, Николай Гурьянов, Кирилл Павлов, Иероним Санаксарский, Паисий Святогорец, можно перечислять, они все говорили о том, что это большая опасность. А нам сейчас говорят, что ничего страшного, от нас же не требуется отречение от Христа. Но позвольте, мы же принимаем это цифровое имя…

            — Я вас понял. Поскольку я человек с Украины, я вот что скажу. Всю эту риторику, в принципе, верную риторику, мы слушали на Украине очень много лет. И эта вся риторика отсосала, аккумулировала, канализировала, даже я бы сказал, к сожалению, огромное количество сил, энергии и средств. Люди писали листовки, собирали крестные ходы, шумели, спорили, дрались, ходили в какие-то суды, инстанции, а враг пришёл с другой стороны. Понимаете? «Потом пришёл дракон, хвостиком махнул, и смёл с небосвода треть звёзд». С другой стороны! Наплевать на карточки, наплевать на всякие эти коды, всякие электронные паспорта. Пришёл дьявол и фашизировал целую страну. И полилась кровь. И стали стрелять, бомбить, убивать, отбирать бизнес, с ума сходить, «зиг хайль» кричать, топтать под барабанный бой улицы города Киева, там где преподобные рядом. Вы наверное не понимаете. У меня по опыту общения с людьми, которые озабочены кодами, сложилось впечатление, что вы не понимаете этого. Я вам говорю, что вы будете всю жизнь бороться с кодами, а дьявол вас долбанёт с другой стороны. Так вы, пожалуйста, хоть иногда оглядывайтесь по сторонам, с какой стороны дьявол вас долбанёт. Потому что коды — это последняя опасность в жизни.

Вот недавно у меня среди знакомых случилась такая беда. Молодой человек, не скажу какого возраста, не скажу как зовут, взял и нажрался таблеток, малолетний негодяй. Ни о ком не думает, сам в себя влюблён, сам с собой носится. Взял и сожрал двести таблеток. Его откачивают, бедняжку, моют ему желудок, делают капельницу… Он ни о ком не думает, ни о матери, ни об отце, ни об учителях, ни о друзьях, ни о ком. Вот теперь расскажите этим родителям, что самая большая проблема в жизни — это электронный паспорт. А у них сын нажрался таблеток, потому что он жить не хочет. Почему он жить не хочет? Спросите его, он вам скажет, что у него всё есть, а смысла нету. Вот это сытое поколение, которому жить незачем. Они готовы с крыш прыгать, вены резать, наркотики принимать, есть таблетки до смерти, разбиваться на машинах на бешенной скорости. Какие электронные паспорта им мешают жить? У них в мозгах нет ничего святого, и в душе всё пусто. А вы боретесь всё с электронными паспортами. Я вообще не понимаю этой проблемы. Я столько вижу проблем вокруг, с которыми вообще никто не борется, что мне стыдно тратить время на разговоры об электронных паспортах. И я не знаю, кто об этом вообще может говорить, кого это волнует, когда дьявол своим колючим хвостом, толстым как бревно, как в книге Иова написано, сметает с ног, сбивает тысячи людей. Вы что, этого не видите? Это что, вопрос в электронных паспортах? Я вообще отказываюсь об этом говорить, мне это не интересно. Потому что в мире происходит война. Ежедневно в этой войне погибают живые люди. И паспорта здесь не причём. Вот о чём нужно говорить. Понимаете, бывает так, что всё вроде правильно, но не то. Хорошо, но не то. Дьявол бьёт с другой стороны.

 

Здравствуйте, батюшка, благословите. Об украинских наших сородичах, и кто погиб, кто уже захоронен, батюшка, помолитесь. Потому что это наша кровь общая. Во-первых, большое спасибо за то, как вы отнеслись к вопросу о документах. Я давно наблюдала, что мы на это отдали время, и когда мы бились с ИНН, из храмов ушла значительная часть народа. Потому что они не могли это не взять в тот момент. Оказалось, что это всё лишнее. Скажите пожалуйста, это могло быть провокацией специально засланных каких-то людей? И второй вопрос. Сейчас очень трудно прочитать книжку Лаврентия Черниговского… Лет десять назад она мне попадалась. Он настолько всё чётко сказал про Украину, что придёт время, когда вам будут говорить что вы из Окраины, с Украины, это название от польских евреев, и вы не должны на это обращать внимания. Вы Русь, вы Киевская Русь, вы тоже русские. Как Троица едина, так и белорусы, украинцы и русские, это всё одно и то же, это всё едино. Я эти слова помню… И какие мудрые у него были предсказания о том, как всё это будет происходить на Украине в последние времена. Вот если вы знаете, читали эту книгу, если она у вас есть, расскажите нам пожалуйста. А за ваши передачи дай Бог вам здоровья, вашим близким, и всем, кто даёт возможность провести эту программу. Спасибо.

 

— Ну конечно я знаком с этими пророчествами. И случалось мне, счастливилось несколько раз бывать в Черниговском Троицком кафедральном соборе, у мощей Лаврентия, в том числе. Безусловно, отец Лаврентий ничего не писал специально. Он жил жизнью праведного человека. Играл на скрипке, кстати. В музыкальном плане был очень тонким и чувствительным человеком, очень хорошо регентовал, снискал похвалу Патриарха Алексия I (Симанского) за уникальное управление, за учреждение такого чудного пения у себя в соборе. Он такой был очень интересный человек, непростой. Настоящий монах, сострадающий простому человеку. Кругом его общения были простые люди. Послевоенное тяжёлое время… И он конечно таких высоких вещей не высказывал, но глубокое высказывал просто. Знаете, обычно как у старцев бывает. Старцы глубины копают, но высказывают простым деревенским языком. И в этом ценность этих высказываний. Он действительно говорил и о нечестивом Митрополите Киевском, в котором все узнали Филарета, как только всё совершилось. И о том, что будет на Украине такое, что не во все церкви пойдёшь, и об антихристовом духе, который будет всё пропитывать собою как смрад из отхожего места. И в том числе про единство русских, украинцев и белорусов. Что мы один народ, в силу разных причин обретший разные государственные границы, единый по вере, по этносу, по общим историческим судьбам. Всё это у него было. И это в поучениях Лаврентия Черниговского, записанных с его слов теми, кто его знал, сохраняется. И из уст в уста или через книгу передаётся. Это широко распространённая информация. Так что пользуясь случаем, мы напоминаем о том, что преподобный Лаврентий, святой, чудотворец, молитвенник, постник, аскет, исповедник, говорил о том, что пагубное разделение не должно нас касаться. Мы должны соединяться, а не разделяться. Соединяется мусульманский мир. Соединяются всякие нечестивцы, сатанисты. Соединяются в некие сверхсообщества и сверхгосударственные объединения. Только одних христиан пытаются дробить на части для того, чтобы использовать древний принцип «разделяй и властвуй». Раздели дураков, поссорь их между собой, потом бери голыми руками. Т.е. погибают нормальные парни. Здоровые, красивые, умные, многие ещё детей не родили, многие по себе семени не оставили. Бесславно погибают под ударами друг друга. Там безусловно есть инспирации, безусловно эти все процессы каким-то образом либо направляются кем-то, либо ими пытаются управлять и направлять. Кибернетика, она же существует, кибернис — наука управления людьми, большими массами людей, большими потоками. Т.е. есть своя логистика для этих процессов. Конечно, мы, маленькие сошки, мы не понимаем этого. А есть люди, которые вращают большими деньгами и большими процессами. Они могут направлять энергию масс в разные стороны. Майдан был управляемым хаосом, это было безобразие, направляемое извне. Ну а глупцы, которые плясали на морозе под наркотиками, это уже отработанный материал. Они думали, что они за свободу борются. Так может быть, так оно и происходит. И в церковной среде могут быть запущены какие-нибудь такие фальшпроцессы. Фальшьугроза — давайте все бороться с масонами… Евангелие не читаем, Богу поклоны не бьём, друг друга не любим, только масонов выискиваем. Давайте бороться ещё с кем-то. Мы боремся, боремся, боремся, а дьявол бьёт с другой стороны! Вот в чём вся суть, вся беда. Он, зараза, улыбается над глупцами, а потом бьёт их с другой стороны. Это очень больно наблюдать. И очень больно видеть, что никто ничего не понимает. Говоришь им: «Да перестаньте вы заниматься ерундой, да займитесь же хорошими вещами». Они говорят: «Нет. Мы знаем. Сами с усами, сами знаем, чем нам заниматься». А потом приходит беда и уже поздно что-либо рассказывать. Так что всё это управляемое.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Мы исповедуем Господа, Творца неба и земли, который управляет всем. И волосы на голове нашей Он посчитал до единого и не ошибся. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Всем вам Христовой благодати и до скорых встреч! Аминь.

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации