2654 БЕСЕДА НА РАДИО «РАДОНЕЖ». [18.09.2015]. Праздник Архистратига Божия Михаила ради его чуда в Хонех.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Здравствуйте, братья и сестры. Прямой эфир радио «Радонеж», в студии протоиерей Андрей Ткачёв.

Завтра праздник Архистратига Божия Михаила ради его чуда в Хонех. На богослужении будет читаться вторая глава Послания к евреям, несколько стихов. Я вознамерился немножко почитать с вами Писание в начале нашей встречи, Послание к евреям.

Священное Писание нагнетает смыслы по мере удаления от начала, и самые сложные тексты расположены в конце: они всё тяжелее и тяжелее для толкования. Вот Послание к евреям, а дальше остаётся только один Апокалипсис. Послание к евреям — один из таких тяжёлых текстов, но очень насыщенных. Там не просто даются рекомендации о жизни, а там даются догматы в тонких выражениях. Мы почитаем немножко сегодня, потому что там в первых двух главах говорится об ангелах.

Итак, пропуская первые три стиха, скажем о том, что Господь Иисус Христос, Сын Божий — Наследник всего, через Которого мир сотворён.

1:4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

1:5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

Это цитаты из псалмов и Книги Царств.

Дальше очень важно, мы остановимся здесь.

1:6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

Вот на этом стихе я бы остановился. Тайна Святой Троицы не вполне была открыта сначала даже и ангелам, потому что ангелы при всей своей силе и уме не знают всего, они ограничены как творение Божие. Где-то в каком-то Катехизисе, но не в старом, а в каком-то из новых, я читал на эти стихи следующие слова: когда Отец явил ангельскому миру Сына Своего, то Он сказал: «Да поклонятся Ему все ангелы Божии», — и вот тогда, возможно, дьявол возмутился, потому что тот, который был лучше всех из ангелов сотворённых, подумал, что чего это ещё он будет кланяться Кому-то ещё Первородному, Сыну Божиему, Слову Божиему. Может быть, здесь есть некое такое указание на эту первичную трагедию, которая совершилась в ангельском мире. Т.е. Сын Божий, Господь Иисус в воплощении, Божие Слово, Единородный Сын — Он выше всех ангелов, и ангелы должны Ему поклониться. Мы так это в Писании и видим, что Христос рождается, а ангелы поют: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Потом, надо Христа спасать — ангел Божий Иосифу возвещает: «Бери Отроча и Матерь, беги во Египет». Потом, любые события дальнейшей евангельской истории сопровождаются явлением ангелов и сослужением их, например: Христос в пустыне пребывает сорок дней — ангелы служат Ему; Христос в Гефсимании молится — ангел Божий укрепляет Его; Христос во гробе лежит — ангелы Божии окружают Его, а когда Он воскресает из мёртвых, то ангелы возвещают женам, что вы Иисуса ищете распятого, а Его здесь нету, Он восстал; вознесение Христово сопровождается присутствием ангелов и благовестием о возвращении Христа уже с небес второй раз на землю. Т.е. они служат Ему везде: «Да поклонятся Ему все ангелы Божии».

1:7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. (Это псалом 103-й, о творении Мира)

1:8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.

1:9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. (Это псалом пророческий, 44-й, в котором говорится о Христе Спасителе)

1:10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;

1:11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

1:12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Это всё о Сыне Божием говорится. Эти слова апостол Павел в Послании к евреям относит к Сыну, это слова из псалмов. Оказывается, в этих псалмах говорится о Сыне Божием, о том, что Он в начале, о том, что всё погибнет, а Он останется.

1:13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

Действительно, кому? Никому, никогда.

1:14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Т.е. ангелы, не имеющие греха, устоявшие в своей первой битве, при всей своей святости и величии, при всей своей духовности и бестелесности в отношении к человеку — они являются служебными духами, потому что не они связывают вселенную воедино, а человек, имея тело и имея дух, связывает воедино все цепи создания. Телесно принадлежа миру тварному телесному, а духом принадлежа миру тварному духовному, человек связывает как некое священное звено воедино все цепи, которые существуют в мире: он — серединное звено. Поэтому ангелы, при всей безгрешности, устоявшие в первой войне, когда Михаил и дьявол противостояли друг другу, они — служебные духи, посылаемые на службу для тех, которые имеют наследовать спасение. Т.е. человек выше, дороже, важнее. И Христос вочеловечился, а не воангелился: ангелом Господь не стал, а человеком стал. И видя человека, ангелы Божии узнают в нём Образ Христа, Царя своего, Который облёкся в нашу плоть.

А вот дальше — вторая глава — это то, что будет читаться завтра за богослужением.

2:1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2:2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

2:3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,

2:5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;

2:6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Это цитируется 8-й псалом)

Вообще, это удивительно: Павел говорит «некто негде засвидетельствовал, говоря…» Т.е. как будто бы он не знает кто и где. Он мог бы сказать: «Давид в Псалтири в 8-м псалме сказал:  ”что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?“» Вместо этого Павел говорит «некто» — будто бы он не знает Давида, «негде» — будто бы он не знает номеров в Псалтири. Что это значит? Это значит, что священные писатели абсолютно свободны в отношении цитирования. Не важно, кто сказал и где сказал, важно — что сказано. Вот когда мы спорим о смыслах, то мы часто говорим: «В такой-то книге, в такой-то главе, в таком-то стихе сказано такое-то». В общем-то, мы поступаем правильно, потому что нужно так прямо цитировать, чтобы не ошибиться, чтобы не сбить с толку человека. Но гляньте, как свободно поступает с цитатами апостол Павел в Послании к евреям: «Некто негде сказал…» Т.е. он не говорит про Давида, хотя знает его, не говорит в каком псалме, хотя знает в каком, а просто произносит цитату. Вот эта свобода — это такое очень драгоценное свойство верующего человека. Т.е. пусть я забыл, в какой главе это сказано, но я же помню, что сказано. Я, конечно, не могу точно сказать: в какой книге, в какой главе, кто сказал — но я знаю, что сказано. Вот в духе сказанного в Послании к евреям можно так поступать.

Итак, что значит человек — это псалом 8-й, повторяю, там есть вопрос: «что есть человек, яко помниши его? или сын человече, яко посещаеши его?» Т.е. царь Давид смотрит за звёздное небо и говорит: «Если звёзды такие великие, если мир Твой такой прекрасный, то что значит человек? Вообще, маленький человечек, кому он нужен, что он значит, если всё остальное такое великое и прекрасное?» И дальше:

2:7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,

2:8 все покорил под ноги его. (До сих пор — цитата из 8-го псалма) Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему…

Но действительно, человек — это маленькое существо, которое бегает не так быстро, как леопард, плавает не так быстро, как дельфин, летать вообще не умеет без помощи самолёта, смотрит во тьме меньше, чем кошка, слушает шорохи и звуки меньше, чем любое животное. Т.е. физически слабый, по сути, уступающий в параметрах всем животным человек, всех обогнал, всех подчинил, всех покорил, всеми пользуется: овцу постриг и сделал из неё себе одежду, собаку приручил и сделал из её зубов себе меч — собака укусами своими защищает человека, корову приручил и заставил её кормить себя — вообще всё приручил кругом человек, самый слабый. Почему? Потому что Бог дал ему в руки всю вселенную, всё покорил под ноги его — так говорит Писание. Любое животное, боднувшее, лягнувшее человека, убьёт или искалечит его, однако все животные слушаются нас, потому что Бог всё покорил под ноги наши. Дальше Павел пишет:

2:8 …Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;

2:9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

2:10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

Вот до этого стиха — это то, что будет завтра читаться на богослужении — Послание к евреям, 2-я глава, стихи со 2-го по 10-й.

Ну и подчёркиваю, что завтра — память чуда Архистратига Божиего Михаила в Хонех, и поэтому Церковью читается некий текст, касающийся ангелов, о том, что Христос выше ангелов, что ангелы неизмеримо ниже Его, что Христос — Хозяин вселенной, и как слуга ниже хозяина, так ангел ниже Господа Иисуса. Хотя мы чтим их и они являются служебными духами, которые посланы нам, людям, имеющим наследовать спасение. Это, конечно, сложные, тяжёлые, глубокие тексты, которые, в общем-то, нам нужно читать, потому что как же не читать? — Для нас написано.

— Здравствуйте, батюшка. Было ли в вашей практике такое, чтобы исповедовались колдуны? Что потом у них получалось? Сейчас-то литературы всякой много, и человек может просто попасть в такую как бы ловушку… Что нужно такому человеку?

— Колдуну нужно очень глубокое серьёзное покаяние и полная перемена жизни. Я думаю, что если настоящий колдун будет каяться, то просто жить после этого он не сможет, он должен будет жить подвижнически. Настоящий колдун — это же не просто человек, это человек, погружённый в общение со злыми духами. Соответственно, после покаяния он не может быть просто человеком, он должен быть человеком, который погружён в глубокое общение с Богом. Вот как Киприан Карфагенский: служил дьяволу, теперь нужно послужить Богу с той же степенью ревности. Я думаю, что если какой-либо колдун захочет покаяться, ему нужно будет вытерпеть жесточайшую войну с теми духами, которым он служил и которые ему помогали. Он должен выйти на войну с ними. И, наверное, должен монахом быть или каким-то таким, не знаю, проповедником, благовестником. Простая жизнь ему «заказана», он должен жить очень подвижнической жизнью, иначе это покаяние будет не настоящим. Так мне кажется.

— Я читала про Киприана, как ему не давали, чтобы он вернулся к Богу. Я так поняла, что мужество надо очень большое сейчас иметь против этих сил.

— Ну не только сейчас, оно всегда нужно было. Киприан жил давно, а мужество нужно было и тогда. Что сейчас, что тогда — принципиально важные вещи не различаются по степени затрат энергии, сил, мужества в разные времена. Как раньше нужно было много сил, так и сегодня нужно: бесы те же самые, что раньше были, и ангелы те же самые. Я, конечно, не знаю, почему вы об этом спрашиваете, что вас подвигает, но скажу вам так: колдуны каются редко, впрочем, как и блудницы, как и другие люди, как и мытари — те, которые полностью завязли в грех. Но ежели каются, то каются усердно, и всегда после покаяния они бывают выше, чем те, которые вроде бы таких грехов не совершили. Об этом прямо говорит Евангелие, что мытари и прелюбодеи кающиеся, обгоняют фарисеев по дороге в Царство Небесное. То же касается и колдунов: ежели колдун покается, то потом ему нужно будет всю жизнь воевать с теми бесами, которые его обманули, которым он служил — теперь они будут ему врагами. Это очень тяжёлая работа. Дай Бог, чтобы если кто-то из колдунов покаялся, то был настоящим воином Иисуса Христа.

— Батюшка Андрей, добрый вечер. И вам, и всем радиослушателям — здоровья душевного, духовного и телесного. По радио передали, что в Сирии разрушили храм, в котором находились мощи Феклы, которую сам апостол Павел помазал на служение. А также сказали, что там голова Иоанна Предтечи в одном из монастырей находится. Скажите, в чём смысл, что ИГИЛ разрушает, ведь мы могли бы туда ездить на поклонение этим святым мощам, они бы могли деньги с туристического бизнеса иметь. И ведь в Сирии — зарождение трёх мировых религий, в т.ч. и Ислама. И Савл — он же там Павлом стал — его в Дамаске опускали на корзине за стену, когда его иудеи решили убить. Зачем ИГИЛ всё это делает?

— Как зачем? Это люди, воинствующие по отношению ко всем культурным кодам. Вот вы знаете, что Павел был в Дамаске, его спускали на корзине, а они не знают этого и знать не хотят. Вот вы знаете имя Феклы, а они не знают ничего и знать не хотят. Это воинствующее невежество. Религиозный экстремизм — это воинствующее невежество. Почему невежество так страшно? Потому что человек, который ничего не знает и знать не хочет — это возможный потенциальный легкий адепт на завтра какого-нибудь такого человеконенавистнического усечённого учения, такого простого агрессивного наглого и несущего угрозу. Почему мы говорим, что нужно знать побольше, историю понимать? Ведь действительно впервые в Сирии в Антиохии ученики Господа назвались христианами — имя «христианин» родилось в Сирии. Там был апостол Павел, там он крестился в Антиохии от Анании. Там была Фекла первомученица, его ученица, равноапостольная служительница. Из Сирии был Иоанн Златоуст — святой Златоуст был сирийцем по происхождению. Там был Ефрем Сирин, молитву которого мы читаем в Великом посту: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…» Исаак Сирин тоже был из Сирии. Сирийские подвижники пришли в Грузию вслед за святой Нино: когда она научила людей веровать Богу Единому и сокрушила идолов, то сирийские подвижники пришли вслед за ней в Грузию и научили людей уже дальше — молиться, причащаться и пр. И именно от Сирии получила монашескую и священническую благодать, например, Церковь Иверии. Сирия — это действительно такой регион мира, который огнедышит благодатью и раздаёт её в разные стороны мира. А почему ИГИЛ уничтожает это? Потому что они — ненавистники благодати, невежды, вскормленные американскими деньгами. Это враг рода человеческого, который вскормлен другими врагами рода человеческого с тем, чтобы дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, потом в Европе, а потом в России, и потом во всём мире. Для чего? Для того, чтобы «таскать каштаны из огня» чужими руками: когда всем плохо — мне хорошо. Дьявол именно этим и живёт: ему хорошо, когда всем плохо. Соединённые Штаты Америки, по сути, в своей внешней политике совершают именно такую политику дьявола. Пусть будет всем плохо, чтобы мне было хорошо: пусть эти убивают этих, пусть эти разрушают это, пусть эти бегут туда, пусть этим не хватает денег, пусть эти выгоняют тех, кто бежит, пусть эти посходят все с ума — а мне будет хорошо, потому что вам всем будет плохо. Вот такая совершается дьявольская политика. Этот пресловутый ИГИЛ — это всего-навсего марионетка в руках неких правительственных или неправительственных американских структур, которые раскормили этого демона и натравили его на тех, на кого они считают нужным. Что за вопрос «почему»? Потому что они враги всякой культуры, враги всякого мира, враги всякого созидательного труда. Ведь чтобы заработать деньги, которые в один день можно получить от продажи наркотиков, нужно у станка стоять два года. Вот человек, например, стоит у станка или возделывает, скажем, виноградник или ниву, выращивает маслины или хлеб, или пасёт овец и делает сыр — ему нужно пять лет трудиться, чтобы заработать те деньги, которые в один день можно заработать на продаже наркотиков, оружия, на убийстве, на грабеже, на проституции, на порнографии, ещё на каких-то вещах. На грехах зарабатываются огромные деньги, поэтому они ничего больше не хотят, кроме как разрушать, насиловать, убивать, стрелять и портить. А корни всего этого — хвостик, так сказать, махает собакой на востоке, а сама собака живёт за океаном. Это же понятно любому человеку, который более-менее дружит с головой, умеет читать между строчек.

— Батюшка Андрей, добрый вечер. Благословите р.Б. Людмилу. В Николо-Угрешской обители мироточит икона Великих святых русских. Как нам относиться к этому к этому знамению Божиему?

— Относитесь, как к любому знамению Божиему, с покаянием. Бог не творит фокусов. Если Бог творит чудо, то чудо должно найти в душе человеческой некий творческий отклик. Зачем Бог творит нечто великое? Чтобы мы ходили толпами и показывали пальчиком? — «О, гляди, как миро течёт за стёклышком». Конечно, нет. Бог творит нечто, то, что удивляет и одновременно пугает нас. А если мы испугались и удивились, то мы должны будем, наверное, воззвать к Богу сильнее, чем взывали раньше. Чудеса движут на молитву верующий народ. Т.е. мы боимся чудес. Помните, как апостол Пётр сказал Христу, когда был чудесный лов рыбы на озере Геннисаретском: «Господи, выйди от меня, ибо я человек грешный». Т.е. я не достоин чудес, чудеса Твои пугают меня. Вот потекло миро по иконе, я боюсь этого. Что это значит? Не значит ли это, что война будет, либо смерти будут, или я согрешил сильно, а Ты зовёшь меня. Т.е. просто к иконе я не могу подойти, мне, видимо, мало просто к иконе подойти: чтобы я что-то понял, мне одной иконы мало — нужно, чтобы по иконе миро потекло. Это о чём говорит? О том, что я чёрствый человек, что просто иконы мне мало, мне нужно, чтобы ещё миро по ней текло. Вот тогда я начинаю понимать, что да, вот есть Бог на свете. Это знак чёрствости людей. Через чудеса Господь зовёт чёрствых людей к перемене мыслей, к покаянию, к усердной молитве. Т.е. пусть всякий православный человек молится больше, внимательней, взывает ко Господу Сил, к Пречистой Богородице, к Архангелу Михаилу, ко всем святым земли нашей, чтобы они вступились за нас, помогли нам, чтобы они отмолили грехи наши. Надо, вообще, трудиться человеку, нужно долги отдавать, нужно мириться с обидчиками, нужно никого не обижать, не злословить, не осуждать, нужно усердствовать к службе, нужно помогать от плодов и трудов своих рук тем, кто нуждается в этом — нужно деятельно жить во Христе. И если мы этого не понимаем в силу того, что у нас есть совесть, то Бог нам делает некие чудеса, чтобы мы испугались и начали двигаться к покаянию активнее. Я так это понимаю. Лучше бы не видать чудес, потому что страшно чудеса видеть. Но раз ты такой чёрствый, то на тебе чудо, чтобы ты испугался. А раз испугался, значит давай твори покаяние. Я так понимаю мысли Божии об этом.

— Батюшка, добрый вечер, р.Б. Александр, Москва.  Господь говорит: «Всякий грех и хула простятся человекам, хула на Духа Святаго не простится человекам». При этом Он также говорит, когда Его распинают: «Отче, прости, ибо не знают, что делают». Непонятно, кто именно — те, кто не знают, что делают. Т.е. Он просит у Отца прощения тем, кто именно распинает — римлянам, но не самим фарисеям, которые, по идее, хулят Духа Святаго? Ведь Господь говорит, что хулящий Духа Святаго не будет прощён ни в этом веке, ни в будущем.

— Я думаю, что, конечно, в распятии Христовом злая человеческая воля проявляла себя только локально: большинство людей, вовлечённых в этот бесноватый шабаш, вообще, действительно не понимали, что делают. Я думаю, что римские солдаты, вообще, были далеки от разбирательств в этих всех религиозных учениях: им сказали распять — они распинают, сказали бить — они бьют, и ждут когда Он быстрее умрёт, чтобы разделить имущество. С евреями тяжелее: там люди, законники и т.д. Христос говорил, что всякое слово и хула, сказанные на Сына человеческого, простятся им. Я думаю, что они ещё были невиновны на тот момент, когда Господь страдал, а они ходили вокруг креста и говорили: «Эй, Разоряющий храм и треми денми Созидающий, спасися Сам и сниди со креста». Но вот когда солнце померкло, когда завеса в храме раздралась, когда земля поколебалась, когда камни распались, когда мрак опустился на землю и солнце отказалось светить на землю в это время… Когда уже сами эти римляне сказали, что, воистину, Человек Сей — Божий был Сын. Это сказал римский солдат, которому, вообще, это всё «фиолетово». Т.е. какие-то евреи распяли Какого-то Еврея нашими руками: нам сказали — мы распяли. Они бы могли ещё распять целый город людей: им прикажут — они распнут. Вот уже римляне сказали, что, воистину, Человек Сей — Божий был Сын. А эти остались в закостнении. Я думаю, что с этого момента они подпали под суд Божиего слова о том, что они уже стали не просто хулителями Сына Божиего, Который согласен простить всё, что про Него скажут, но они стали противниками очевидной Истины Божией, что Он есть Мессия, и Он берёт на Себя грехи мира. И тут нужно было растерзать на себе одежды и поклониться, завопить и заплакать и покаяться, но не покаялись, не завопили, не заплакали. Даже более того — они потом о Воскресшем Христе говорили Петру и Иоанну: «Вы что, хотите на нас навести кровь Человека Сего?» — как будто бы они не виноваты в этой крови. Говорили: «Перестаньте проповедовать о Нём, не смейте о Нём говорить, а то вы ещё чего доброго, на нас наведёте кровь Человека Сего». А ведь они богоубийцы, и они знали, что Он воскрес. Там уже вступили, видимо, в действие законы возмездия, и разум помрачился, они вступили в открытое противление действующему Духу Святому, действующему Богу во Христе Иисусе. Так что по неразумию можно… Мало ли чего ляпнет человек по неразумию, мало ли кто из нас чего там говорил, и, вообще, если представить себе сколько всего говорят люди, то, конечно, говорится всякое ненужное, глупое, и Господь Иисус Христос по доброте Своей говорит: «Да ладно, пусть говорят. На Меня пусть говорят, но на Духа Святаго пусть не говорят». Кстати говоря, Дух Святой тоже может так же сказать: «На Меня пусть говорят, но про Сына Божиего пусть так не говорят». Потому что Троица — это Смирение. Отец может потерпеть на Себя хулу, но когда Сына хулят, Он может прогневаться. И Дух Святой может потерпеть на себя, но Сына Он защитит. И Сын Божий говорит: «На Меня говорите, только на Духа не говорите». Понимаете, Святая Троица вступается за Иного — Каждый из Лиц Святой Троицы вступается за Своего Иного, за Того, Который рядом, не за Себя, не по гордыни, а по смирению за Истину. Безусловно, здесь есть некий сплетённый клубок богопротивления, и человек, который Господа хулит, Иисуса Христа, стоит на грани. Христос простит, конечно, но нельзя похулить Христа так, чтобы не похулить одновременно и Духа Святаго, если честно, потому что Сын и Дух нераздельны. Да хранит нас Господь, вообще, от всякой хулы на Отца и на Сына и на Духа Святаго. А те, которые подпали по неразумию под тяжёлое слово Евангелия, да покаются вовремя, чтобы им не узнать в конце времён о том, что они похулили Великого и Святого. Спасибо за вопрос. Это предмет для серьёзных размышлений. Я думаю, что многие из нас сегодня вечером проведут некое время в размышлении над тем, кто Кого похулил, когда Сын Божий висел на кресте.

— Здравствуйте, отец Андрей. Ирина из Москвы. Книга Товита, гл.6 «Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу. И юноша схватил рыбу и вытащил на землю. И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их. И сказал юноша Ангелу: брат Азария, к чему эта печень и сердце и желчь из рыбы? Он отвечал: если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится». И дальше в других главах идёт повествование о том, что, действительно, курили и мазали глаза. Немножко это смутительно как-то.

— Чем вы смущаетесь?

— Ну как-то поджечь и курить перед демоном — это какая-то аллегория или что это?

— Да нет, почему? Вот, например, подходят к апостолу Петру сборщики податей и говорят: «Ваш Учитель даст дидрахму?» — «Ну, наверное, даст». И пошёл к Христу. Пётр только вошёл, а Христос ему говорит: «Симон, сборщики собирают с чужих или со своих?» — «С чужих». — «Значит, мы свободны?» — «Свободны». — «Ну чтобы их не смущать, пойди, брось удочку в озеро, и у первой рыбы, которую вытащишь, возьми во рту статир и дай им за себя и за Меня». Он пошёл — как будто это такая простая вещь — бросить удочку и тут же поймать рыбу — поймал, а у неё сразу во рту монета, а монета — как раз ровно подать на себя и на Другого. Откуда это такое? Тоже можно смущаться. Это чего такое, вообще? А вот такое вот тихое чудо Господа Иисуса Христа. Точно так же и здесь. Ангел Божий говорит Товиту: «Поймай рыбу». Поймали, съели её. Сердце, печень и желчь — в сторону. Любое вещество мира может быть чудотворным. Наибольшую степень чудотворения сохраняет вода — она наиболее, так сказать, нежная для впитывания благодати. Хотя любое другое вещество тоже может быть посредником благодатных действий. Например, какой-то слепой приходит ко Христу, Христос хочет его исцелить. Что Он делает? Он плюёт на землю, делает кашку из плевка и пыли, этой кашкой из слюны и пыли мажет ему глаза. Вас это смущает? Меня — нет. Говорит: «Иди, умойся». Он пошёл, эту кашку — слюну Господню с пылью смешанную, смыл в купели, и прозрел. Как бы есть некое смущение: а зачем так это всё сложно? Что, нельзя было сказать: «Прозри!» Конечно, можно. А почему так сложно? Ну так захотел Христос, ну так захотелось Ему: плюнуть в пыль, сделать кашку и помазать этой кашицей глаза слепые. Так же и здесь. А почитайте, как священники приносили жертвы ветхозаветные. Как они брали эту овцу бедную, какого-нибудь барана, вола, как его убивали, резали, требуху всю выпускали наружу, как они вынимали печень, кишки, желудок, сжигали, мыли требуху водой, копыта — в эту сторону, рога — в эту сторону. Тоже думаешь: «Зачем это всё делали?» Ну так вот Бог захотел, чтобы это делали. Чтобы не делали чего-нибудь другого, пусть делают это. Так что здесь ангел Рафаил повелевает Товиту забрать сердце, печень и желчь этой огромной рыбы, которую они съели, чтобы сжечь это. Потому что любое вещество может быть чудотворным: и елей, и вода, и пшено, и ячмень, и масло коровье, и сердце рыбы, если угодно. Вот он сжёг на жертвеннике это сердце, покурил дымом этого сгоревшего сердца — вот так Архангел благословил и демон убежал. Так что здесь чего удивляться? Это тайны Божие, которые повелеваются человеку для исполнения. Вы только представьте, какие раньше были богослужения, когда священники отворачивали голубям головы и сжигали их на жертвеннике, вспарывали животы овцам, резали им глотки — они блеяли, бедные, выпотрашивали их и сжигали на огне. Это зачем, вообще? Это что, Богу нужно? Да, конечно, Богу это не нужно. А зачем же Он это повелел? Он повелел это с целым набором целей. Раз уж вы склонны к приношению жертв, то, пожалуйста, Мне приносите. Раз уж вы склоняетесь к идолопоклонству и разному закланию животных, то давайте Я вам дам целый устав о богослужении: вот так делайте, вот так делайте, это Мне делайте. Там есть целый такой набор мыслей. Точно так же и здесь мы встречаемся. Это просто мы знаете что? Это мы стали такие рафинированно-духовные: «Ах, мы такие духовные, что прямо даже и непонятно, зачем это: рыбье сердце, понимаешь, сжигать, кадить». Конечно, непонятно, потому что мы дикари. Сказал бы нам ангел Рафаил: «А ну-ка сожги сердце и печень и покури», — мы бы перепугались и умерли бы со страху. Короче, мы такие якобы духовные стали, что мы вообще перестали что-нибудь понимать. А сердце и печень — это самые главные органы в человеке, а значит в рыбе они тоже что-то означают, а желчь тоже там означает чего-то. Вы поинтересуйтесь, между прочим, что означает желчь — «холе». Вот есть, например, меланхолики, холерики — это же «холе» — желчь. Что оно означает в человеке? Мы совсем всё забыли, на самом деле. Эти Библейские книги нас возвращают к таким неким прагматичным тайнам Божиим, когда странные вещи требуются. Вот Самсон, например: был с волосами — был непобедим, волосы обстригли — все стали его побеждать. Что это такое? Что, в волосах что ли сила? Ну да, тоже смущение возникает. Что, стричься что ли нельзя? Да нет, ты стригись, просто почитай и подумай. Иногда стоит постричься и всю силу потеряешь. Библейское повествование — оно такое, знаете, наивно-таинственное: оно одновременно таинственное и одновременно наивное. Т.е. ну и что? Вроде бы даже странно как-то: это что, через это получается сила Божия? Да, милый мой, именно через это получается сила Божия. Вот через воду получаешь оставление грехов. Через воду? Ну да. Крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа — во оставление грехов. А через елей получаешь что-то ещё. А через печень и сердце рыбы Давид получил себе жену здоровую живую, и демон её не убил. Вот такие дела. Так что вы читайте и радуйтесь, что вы это читаете, и не смущайтесь, потому что наши рационалистические мозги способны смущаться на каждом шагу. Вот только когда мы грешим, мы не смущаемся. Творят люди, чего хотят, и не смущаются, и ни какой доли смущения. Вообще, чего хочешь творят. А вот когда читают Библию, думают: «О, непонятно. Это что такое? Непонятно мне». Вот это мне весьма удивительно, что мы удивляемся от простых библейских слов и совершенно не удивляемся, когда творим всякие беззакония. Творим, и как будто так и надо.

Вообще, хорошая книга, между прочим, стоит почитать её. Эта книга дефтороканоническая, если употреблять сложные слова. Эта книга, рекомендуемая для чтения, и находящаяся в списке Священных книг в славянской Библии. Допустим, в греческой её может не находиться, в латинской её нету. Книга Товита — чудесная книга, интереснейшая книга.

— Здравствуйте, отче, благословите. Батюшка, на минуточку хочу вернуться к Сирии. Все мы понимаем, какая сложная ситуация сейчас, и, конечно, требуются молитвы. Хочу всех пригласить в храм, который есть в Москве — святого Марона Пустынника Сирийского. Наверное, не в каждом городе есть именно сирийского святого. Храм находится м. Октябрьская или м. Полянка, ул. Большая Якиманка, д.32, стр.2. Службы, как обычно, в 8 и в 17 часов.

— Спасибо большое. Вообще, у Сирии огромное количество столпников, затворников, пустынников. Сирия, вообще, родила огромное количество величайших святых. Да, конечно, не то, что в каждом городе — не в каждой стране даже есть храмы в честь таких святых. Наверняка там какие-то особые молитвы Богу приносятся о водворении мира в этой стране и о защищении христиан, там живущих. Церковь Марона Сирийского на Большой Якиманке. Да будет всем известно, что слово «Якиманка» происходит от Иоаким и Анна. Главный храм якиманский был в честь Иоакима и Анны. В простонародье название сократилось до «Якиманка». И вся это топонимика российская, главным образом московская — эти все слободы Вознесенские, Рождественские, Успенские, Никольские, Спиридоновские, Варваринские — это всё, конечно, имеет свою топонимику, происхождение от святых, от храмов, от чудотворцев, которые там жили, и поэтому мы имеем счастье ежедневно произносить святые имена даже выходя из метро или садясь в трамвай, потому что всё это пропитано историей святости.

— Отец Андрей, это снова Ирина из Москвы, не успела второй вопрос вам задать. Седьмая песнь, канона, скажем, к Ангелу Хранителю: «От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша…» Ведь на тот момент ещё Бог не был известен как Троица. Это просто уже в дальнейшем такое перефразирование идёт?

— Конечно. Седьмая, восьмая песнь канона любого — там, где «отроцы благочестивые в пещи…» — это, конечно, всё церковная поэзия позднейшего времени, это христианское осмысление ветхозаветных событий. Христианское сознание, уже осоленное пониманием Тайны Троицы, осмысливает события священной истории, и там это Троическое пение отроков, «Благословите отроцы, Троицы равночисленнии, содетеля Отца Бога, пойте снизшедшее Слово…» и т.д. — их Троичность подчёркивается — это всё христианская поэзия, осмысление ветхозаветных событий на основании уже явленных догматов Новозаветной Церкви. Это поэзия, питающаяся из корней догматики, а фактологическую пищу берущая из Священных текстов.

— Добрый вечер, отец Андрей. Вопрос по Евангелию от Луки, гл.23. Казалось бы, очень известные слова Господа: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Я давно читаю Евангелие, но никогда не задумывалась над этими словами. Ну прощает, добрый Он очень — пример нам всем… А вот, может быть, Он так сказал, потому что понял их по-человечески, этих бедных иудеев двухтысячелетней давности, что они никак не могли поверить. Они видели, что Он вырос среди них, знали Его отца, Его Мать, и никак до них не могло дойти, что это не простой Человек, а Воплощение Бога. И Он понимал, что они не могут этого понять, Он их и из-за этого, наверное, простил. Но почему не поверили более поздние поколения иудеев? Все уже поняли, что это не простой был Человек. Почему настолько слепы глаза более поздних иудеев?

— Давайте отвлечёмся от иудеев и глянем, допустим, на нас, на русских людей. Ведь масса русских людей, которые, по идее, должны были всё понимать, ведь отреклись в некое время от Господа Иисуса Христа массово. Отреклись активно, отреклись с ненавистью, с яростью, и превратили храмы Божии в овощные хранилища, трупы рабов Божиих рассыпали как помёт по земле, поспиливали кресты и с энтузиазмом вынесли иконы из храма. «Задерём подол матушки России», — сказали они, когда взрывали храм Христа Спасителя. Я не думаю, что здесь касательно одного только народа вся эта трагедия касается, она касается всех тех, кто знает Бога. Ведь знание Бога не даёт гарантии народу, что он будет знать Бога всегда. Знание Бога, наоборот, ставит народ перед важнейшим вопросом: «А вдруг я забуду Тебя?» Как поэт говорит: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». «А вдруг я отрекусь от Тебя? А вдруг мне лучше бы не знать Тебя, чем узнать и потом отречься? А вдруг я потом изменю Тебе, забуду и, вообще, потопчусь, спляшу кан-кан на всём святом?» Поэтому здесь ожесточение сердца человеческого, слепота глаз человеческих касается не только еврейского народа. Конечно, евреев — в первую очередь, потому что «Скорбь и теснота всякому человеку, делающему злое, во-первых, Иудею, потом и Эллину! Благословение, радость и мир всякому человеку, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Эллину». Мир — всякому доброму человеку, и горе — всякому злодею. От злодейства не избавлен никто. Почему происходит ожесточение, почему происходит забвение, почему происходит порабощение народа чуждой идеологией? Откуда берётся, например, сатанистическая ненависть ко всему святому? Ведь страшно только представить себе энергию, с которой разбивали храмы, строившиеся в течение столетий. Ведь за пять-двенадцать лет на Руси было разрушено невместимое сознанию количество храмов, которые строили с XV-XVI столетий до XIX столетия — четыреста лет строили, лет за десять разрушили. С сатанинской энергией. Откуда взялось это всё? Поэтому здесь, конечно, легко пощёчины иудеям давать: «Что же вы, не узнали Господа? Ох, вы болваны». А у нас сегодня многие знают Господа? Многие сегодня знают, что Господь Иисус — это Царь мира? Что Он мой Спаситель, что Он, вообще, Самый Главный? Многие ли сегодня при слове «Иисус» снимают шляпу и при Имени Иисус Христос осеняют себя крестным знамением? А почему так? Мы же так давно крещёные. А потому что мы что-то не сделали важное, не доработали, не доучились, не дочитали, не доплакали, не домолились, не учим друг друга. А Он до сих пор на кресте висит и говорит: «Прости им, Отче, ибо не знают, что делают. Они совсем безумные все, они не знают, что делают». Мы тоже не знаем, что мы делаем. А что, мы знаем, что мы делаем? Конечно, не знаем. Потом узнаем. Поэтому я здесь, конечно, согласен с общим направлением мысли, но не согласен с тем, чтобы локализовывать эти проблемы только на одних евреев. Да что мы, лучше евреев, что ли, в этом отношении? Конечно, нет. Многомиллионный крещёный народ, среди которого иногда днём с огнём не найдёшь человека, с которым можно поговорить про Священное Писание. Ох, какое горе, какая беда. Я надеюсь, вы меня поняли.

— Слава Христу Иисусу! И ныне Он уже не висит давно царствует на небесах. Только что на одной из станций прошла информация, что в России будто бы какой-то священник дал интервью корреспондентам, что он является лицом нетрадиционном ориентации, что это как бы имеет место быть. Вы ничего пока что не слышали?

— Конечно, пока нет. Но вы знаете, что просто тайное становится явным. То, что некие пацаны известного цвета присутствуют в нашей жизни — это мы знаем, и не сегодня и не вчера об этом узнали. Т.е. есть эти господа, которые болеют разными частями тела, но то, что они объявляют о себе открыто — это некое новое «откровение». Они чувствуют в себе наглость и смелость будоражить Церковь своими признаниями. Обычно человеку свойственно стыдиться. Человек, в отличие от собаки, оправляется вне глаз посторонних. А даже тот же пёс относится к смерти как к интимнейшему моменту: он уходить умирать в одиночестве, чтобы никто не увидал. Ну а человек может быть бесстыднее собаки, он может делать всё на глазах и об этом всём открыто говорить. Но если он является священником, то епископ, к которому он принадлежит, будет делать организационные выводы по этому поводу. Просто речь идёт о том, что наглость гомосексуалистов достигает неких крайних пределов и они о грехе своём говорят как содомляне. Об этом у пророков говорится. Т.е. у них лоб блудницы: у них медный лоб и железная шея — они не смиряются и не смирятся, и не покаются большинство из них. Они о грехе своём говорят открыто, и хвалятся грехами своими как жители Содома. Это некие крайние степени развращения. Ну что ж… Есть Царь на небе, Этот Царь знает, кого скрутить в бараний рог и что с кем сделать. Он и сделает то, что нужно сделать, в своё время с каждым человеком. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. А священник этот, по сути, автоматически перестаёт быть священником, я так думаю. Потому что епископ, в ведении которого находится епархия, именно так должен поступить согласно всем канонам.

— Здравствуйте, отец Андрей. В прошлой передаче меня удивило, что вы так легко повелись на том, что якобы наука противоречит Писанию о разделении языков в Вавилоне.

Когда вы говорили о переписи населения, что Господь вписался якобы, но там я совсем другой смысл понимаю. Дело в том, что когда Он вписался, Он вписался не просто как раб, Он вписался как Царь — Он основывает Своё Царство. Вот первый — Рим, второе — это Византия, а третий — Москва — третий Рим. Мне кажется, что многие этого не понимают, что именно Он вписался как Царь и основал тысячелетнее Царство.

— Стоп, стоп. Это что, вы считаете, что Иисуса Христа в Назарете при переписи вписали как Царя в перепись?

— Да, да, Он вписывается как Царь.

— Ух ты, ну это смело, конечно. Это, конечно, смело, но совершенно не исторично. Ну что вы. Он вписался как Сын Иосифа и Марии. Какой Он Царь, если на ослике приехали и на руках принесли Его туда? Здесь выдавать желаемое за действительное нельзя. Мы бы, конечно, хотели, чтобы весь мир поклонился Ему как Царю и чтобы Его вписали как Царя, но это наше желание, а на самом деле Он вписался как подданный Римской короны, как Человек, Который обязан Римскому кесарю налогами и некой житейской ответственностью. Именно так Христос вписался. Он и жил на земле не как Царь, а как раб Иеговы. Ну что вы. Я понимаю, что вами движет как бы желание возвеличить Господа, но Господь именно унизился в воплощении. Т.е. для Христа стать человеком — это унизиться. А раз Он уже унизился до человеческого состояния, то Он унизился до подданного Римского царя, Он унизился до послушника старца Иосифа, Он унизился до жителя Назарета и тридцать лет жил в тишине, соблюдал все религиозные обряды. Поэтому — нет, конечно. Я понимаю ваше намерение, но это совершенно не так, это такая грубая натяжка. Что вы, Христос смиренно жил на земле и Он стоял перед царями. Когда Он стоял перед Пилатом и перед Иродом, Он не оспаривал их власти, Он говорил, что Он Царь, но Царство Его не от мира сего. «Так Царь ли еси Ты?» — «Царство Моё не от мира сего. Ты говоришь, что Я Царь». Он даже ни разу не сказал, что «Я Царь». Он ссылался на слова тех, которые говорили о Нём. Поэтому давайте не приписывать Христу того, чего в Нём нету. Он прекрасно знает и понимает, что Царство Его Иное, и Он не пришёл на землю царствовать, Он не пришёл основывать Третий Рим или Второй Рим или Первый Рим — нет, совсем нет. При всех добрых намерениях, конечно, это заблуждение.

А вот про Вавилон я бы хотел послушать, что бы вы сказали, потому что, конечно, это вопрос не решённый, и там наверняка много всяких интересных вещей есть, но, может быть, когда-нибудь ещё поговорим об этом.

Спасибо всем, кто был на волне. Главное — что у нас Общий Господь, Имя Его Христос Иисус, Сын Марии и Сын Небесного Отца, Воскресший из мертвых, Царь мира. Вот сегодня Он царствует, и царствует Христос во веки! Слава Тебе, Господи! Вам — мир и благословение. До следующих встреч.

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации