2425 БЕСЕДА НА РАДИО «РАДОНЕЖ».Толкование на «Откровения Иоанна Богослова».[24.04.2015]

A A A

Эфир от 24.04.2015 21:00

Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры, прямой эфир радио «Радонеж», канун субботы Фоминой недели, с вами протоиерей Андрей Ткачёв, сегодня мы продолжаем наше общение.

Мне очень нравится вести с вами беседы о Писании. В прошлый раз мы делали шаговые отступления от самых известных псалмов: сделали шаг назад от 50-го псалма — 49-й почитали, потом, я надеюсь, вы сделали шаг вперёд — почитали 51-й. Сегодня можно было бы взять 90-й псалом, и так пошагово познакомиться с 89-м псалмом — «Молитвой Моисея», с 91-м, но Писание — это море, и сколько бы ты его не читал, всё равно есть что-то не прочитанное. Но меня влечёт сегодня иное чтение, меня влечёт чтение «Откровения» Иоанна Богослова. Я сегодня позволю себе почитать с вами две главы, одну — по диагонали, а вторую — полностью, это 17-я и 18-я главы. Я надеюсь, что вы моё желание разделите.

«Откровение» сложно тем, что оно не вмещается ни в одно толкование исчерпывающе, оно всегда выскользает из любого толкования и представляет из себя нечто большее и ускользающее, поэтому каждая эпоха всматривается в «Откровение» как в зеркало, находит там свои собственные черты. Каждый может найти там некие аналогии с современным миром, но никто не может точно сказать, что вот это именно так, и никак иначе. В этом уникальность «Откровения» о том, что было показано Иоанну Богом, о том, что есть и чему надлежит быть вскоре.

Начнём 17-ю главу. Пришёл к Иоанну некий Ангел, имеющий семь чаш, и говорит ему:

1 …подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;

2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.

3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;

5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

6 Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.

Ну вот ведёт Ангел Божий тайнозрителя Иоанна в пустыню, посмотреть на жену, сидящую на багряном звере, как так же, в своё время, Иоанн видел и жену, одетую в солнце. Жена, одетая в солнце, рождающая младенца мужеского пола, и дракон бежит за ним, чтобы пожрать его и т.д. Это всё в 12-й главе. И там, и здесь — пустыня, там — Святая жена, здесь — нечестивая жена с чашей, полной нечистотами блудодейства её. Мы имеем некое столкновение, встречу с тем, что творится в духе. В духе происходят некие корневые события, которые потом влияют на жизнь, которую мы видим каждый день. Вот магазины, вот салоны видео и аудиопродукции, вот фирмы, продающие товары и рекламирующие их, вот то, вот сё — это всё то, что мы видим. А в духе есть некая пустыня, некие пустые от событийности места, в которых гнездятся корни происходящего, и там у грешного мира есть свои командиры в этом духовном мире — это некая жена, полная драгоценностей и украшений с одной стороны, наружной, и полная скверн всяких, ею совершённых. Имя её — Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Повторимся, что блудодействовали цари земные с нею, и вином блудодейства её упивались живущие на земле. Можно поставить перед собой задачу, сказать: «А кто эта жена, одетая в багряницу, держащая чашу, сидящая на багряном звере?» Допустим, протестанты в период расцвета реформации очень просто для себя всё это решали, они говорили: «Это Римская Церковь». Допустим, в другие времена другой какой-нибудь толкователь говорил: «Это вот те-то». Мы не будем так спешить, но будем знать, что у всех процессов видимого греха есть невидимые командиры, и ниточки от невидимых командиров тянутся к некому главному командующему, и главный командующий есть некая блудная жена, напоившая вином блудодеяния все народы.

15 И говорит мне: вóды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

Вóды, на которых она сидит (17:1: «…великою блудницею, сидящею на водах многих».) — это не просто вóды: вóды — это люди, народы, племена и языки — многочисленное население земли. Речь о том, что сегодня стало явным: тайна беззакония становится явью.

Мы живём в период глобализма, когда на всех континентах смотрят одно и то же кино, и молодёжь всего мира на всех континентах под разными часовыми поясами трясётся под одну и ту же псевдомузыку, когда пепси-колу можно встретить и в арктике, и в антарктике, и во всех других континентах и странах. Мир, очевидно, смешивается в некое единое смешение, это смешение можно уподобить неким водам, состоящим из людей, народов, племён и языков, и над этими водами царит некая блудница, одетая раскошно, и держащая в руках чашу, полную мерзостей блудодеяния её. Такова картина, предлагаемая нам апостолом евангелистом Иоанном Богословом, и сегодняшнее время подтверждает нам, что, в принципе, мы и видим: мир един, как вода; как есть некий общий мировой бассейн воды, и любой ручеёк, любая река, соединены с любым океаном. Так вот и все эти люди смешиваются в единство, так что происшедшее в Африке, например, влияет на происшедшее, скажем, в Азии. Началась в Йемене война: не все знают, где Йемен находится, но война в Йемене влияет на цену нефти на мировых биржах, а цена нефти на биржах влияет на политику и экономику нефтеносных стран, таких как Иран, Россия, Саудовская Аравия, а экономика влияет на благосостояние, а всё остальное влияет на геополитику, и получается, что где не чихни — на всех всё влияет. Это вот как бы единый бассейн, в котором маленький ручеёк связан с большими океанами.

Ну а дальше — 18-я глава, мы её почитаем, наверное, целиком.

1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.

2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,

Тоже не будем спешить подбирать аналогии, толковать это, но будем знать, что есть некий духовный Вавилон. Вавилоном в Писании называется Иерусалим, кстати. «…Духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят», — так пишется в «Откровении». Вавилон — это духовное наименование, территориально он находится в Ираке, а духовно — это всё, что представляет из себя некое смешение: «вавилон» — значит смешение, перемешка, когда смешивается праведное, грешное, святое, нечестивое — всё вместе смешивается — это есть Вавилон. В каком-то смысле, мы живём в Вавилоне. И чем больше города, в которых мы живём, тем больше они похожи на Вавилон — город великий, город славный, город хвалящийся и гордящийся, хранящий в своих недрах страшную смесь великой святости с великим нечестием.

3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;

5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.

Эти стихи напоминают нам об Исходе Израиля от Египта. Израиль жил в Египте, в могущественной империи древности, где была армия, законы, фортификационные сооружения, зáмки, дворцы, жреческие касты, медицина, наука, обсерватории, наблюдающие за небесными светилами — всё, что хочешь. И вместе с тем некие грехи накопились, нечестие набрало свою критическую массу, и Господь однажды сказал евреям через Моисея: «Уходите оттуда, уходите. Выйди от неё, народ мой». Попутно, скажу вам сразу, что стóит перечитать историю Исхода, взять книгу «Исход» и прочесть её, хоть в некоторых частях. Допустим, про казни египетские прочесть: как там было, что там было, как наказывал Бог фараона, который ожесточился сердцем и не желал пускать евреев вон из своей земли.

«…Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба…» — а на этих словах мы вспоминаем тех людей, чьи грехи стучатся в небо и просят наказания. Есть в Писании три вещи, которые описываются как грехи, стучащиеся в небо и взывающие к небу об отомщении. Первый грех — это кровопролитие — когда проливается кровь человеческая. Вот когда пролил кровь брата Каин, то Господь сказал, что кровь Авеля вопиет от земли — вопль крови поднимается к небу. Второй раз такие же слова употреблены, когда Господь пошёл казнить Содом, и Авраам повстречал Господа, разговаривал с Ним и спрашивал: «Будет ли беда Содому, если там будут пятьдесят праведников, сорок, тридцать, пятнадцать?..» Тогда Господь говорил, что вопль Содомский и Гоморский поднимается к небу. Т.е. противоестественный блуд, жестокость, несправедливость, злая похоть и всякое нечестие, творимое с удовольствием — это вопль Содомский и Гоморский, он тоже поднимается к небу от земли. И третье — в Послании апостола Иакова перечисляются такие интересные вещи, что люди сделали свою работу, — жнецы сжали поля, собрали урожай, — а им не заплатили: работа сделана, а плата не уплачена. И вот вопль жнецов вошёл в уши Господа Саваофа: люди, сделавшие свою работу, не получившие своих денег, жалуются, робщут, вопят, и вопли их поднимаются к небу. И вот три вопля, поднимающихся к небу: вопль об убийстве невинного человека, вопль о Содомской злой несправедливости, насилии и блудных извращениях, и вопль об удержании законной платы у наёмника, у рабочего — обман простого человека. Если собрать всё это вместе, то вот мы и читаем в 18-й главе, что грехи дошли до неба, и Бог, наконец, воспомянул неправды её — этой Вавилонской блудницы. Очевидно, и первое, и второе, и третье было в ней: и разврат, и кровопролитие, и удержание платы. Нужно сказать, слова сии сказавши, на себя обернувшись, что наше общество не свободно ни от чего из названного: кровопролитие есть у нас, извращенцы и блудники есть у нас, есть у нас и удержание законных денег у рабочего человека. Вопрос только в пропорциях. Так или иначе, мы поражены этими вещами как неким вирусом, и нужно бороться с этим, потому что, иначе, Господь будет наказывать: вопль Содомский и Гоморский взойдёт, и Господь начнёт карать.

Дальше Господь говорит:

6 Воздайте ей так, как и она воздала вам…

Мы тут же вспоминаем псалом 136-ой «На реках Вавилонских…»: «Дочь Вавилонская, окаянная, блажен, кто воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам». Сколько у нас врагов, сколько людей спят и мечтают, чтобы нам было плохо, а вот начнётся такая история, что они будут получать с лихвой за ненависть к Церкви:

6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее…

По сути, «Откровение» через живые нити каждой строчки связано с многими книгами Священного Писания.

7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!»

Представляете? Если кто-нибудь возмечтает о себе, что «сижу плотно, деньги есть, всё хорошо, беда ко мне не придёт», то это будет шёпот сердца, тождественный шёпоту сердца Вавилонской блудницы. Т.е. воздайте ей наказание, воздайте ей горестью, ибо она сказала: «Сижу царицей, я не вдова и не увижу горести!» Бойтесь гордого шёпота внутри своего сердца, потому что за это приходит страшное наказание. Это Содомский вопль, Гоморский шёпот и Вавилонские слова внутри сердца человеческого.

8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.

До сих пор мы всё-таки избегаем говорить, о ком мы думаем. Кто же это? Пока помолчим.

9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее,

10 стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.

Те, кто с ней обогатился, те, кто с ней грешил, блудил, напитывался кровми и богатствами, издалека скажут: «О, горе тебе, горе тебе! Мы с тобой так много грешили, а тебе вот вдруг — раз — и конец. А мы думали, что ты будешь вечно стоять». Мы уже почти что намекаем на некий город, который вроде бы вечно стоит, на некое царство, которое вроде бы кажется непоколебимым, на которое смотрят купцы земные, блудодействующие и роскошествующие, а оно потом вдруг — раз, в один час — и рухнет. Говорят: «Ох-ох-ох, а мы так с тобой грешили, а ты взяло и упало. Ох, горе тебе».

11 И купцы земные восплачут и возрыдают о ней (О блуднице Вавилонской. — о. Андрей), потому что товаров их никто уже не покупает,

Как это было сладко для наших трейдеров — покупать всё подряд, от булавок до ракет, на западе обогащаться, обогащаться, обогащаться, продавать туда сырьё, оттуда тащить готовый товар и обогащаться, обогащаться. И вдруг — нет ничего, и товаров их никто уже не покупает. А дальше прекрасный перечень:

12 товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,

13 корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.

О как! 12-й и 13-й стих 18-й главы «Откровения» перечисляет нам длиннющий список товаров, которыми торговали купцы земные с Вавилонской блудницей, обогащались от неё, и в этом товаре отдельно стоят в перечне тела и души человеческие. Тело человеческое давно стало предметом торговли: вы́резали почку, вы́резали печень, расчленили, абортировали ребёнка, сделали какой-то там крем, мазь из абортивного материала. Убивают молодых людей на юго-востоке Украины, в Новороссии, и туда слетаются как коршуны какие-то трансплантологи, которые вырезают из ещё не успевшего остыть молодого тела почки, печень, сердце, всё это замораживается, продаётся, транспортируется на Запад, к старым миллионерам везётся, — на очереди стоят на пересадки, на трансплантацию, — бегом-бегом-бегом, сюда же идут и аборты и всё остальное. Души и тела человеческие — тела, понятно ещё — и души — давно стали товаром. Вавилонская блудница имеет бессовестность торговать всем подряд, включая тела и души человеческие. Сексуальное рабство, секс-туры в Индокитай, Тайланд, Вьетнам, Камбоджу, что-то там ещё — на любой вкус: хочешь девственницу — пожалуйста, хочешь мальчика с женскими формами — пожалуйста, хочешь девочку с мужскими формами — пожалуйста, — всё, что хочешь. Вавилонская блудница торгует душами и телами: вот тебе, на тебе. И мы читаем это. В один час рухнет проклятое царство, и горе тому, кто любит его.

14 И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.

15 Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее (Трейдеры, субтрейдеры, всякие посредники и торговцы, распространители и дистрибьюторы, дистрибьюторы душ человеческих! — о. Андрей), станут вдали (Шакалы — добавим от себя. — о. Андрей) от страха мучений ее, плача и рыдая

16 и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,

Виссон и порфира напоминает нам про притчу из Евангелия от Луки о богаче и Лазаре: там богач одевался именно в порфиру и виссон, и потом пошёл в адскую бездну.

16 и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,

17 ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали

18 и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!

Здесь мы уже приходим к географическим координатам, потому что вóды, на которых сидит блудница — это народы, племена и языки, но город, который вместил в себя всё богатство и нечестие мира — он подвергается оплакиванию с кораблей, корабельщиками. Например, Москва: её можно оплакать с кораблей? — Нет, Москва стоит в середине континента, с Москвы-реки только шлюпка какая-нибудь может её оплакать, а вообще — нет. А какие у нас самые главные портовые города, которые можно оплакать, стоя на море? Самая древняя морская столица, допустим, — Финикия. Это город моряков, который обогатился. Тир и Сидон — это города, которые в Писании описываются как города страшного греха и страшного корыстолюбия. А потом? А потом, в истории христианского мира уже, после воскресения Господа Иисуса, — например, Венеция. Это многовековая морская республика, которая обогатилась всеми товарами, всеми золотыми вещами, серебряными, мраморными, из корицы и фимиама, из душ и тел человеческих. Вот это морская столица — Венеция. Потом кто? Амстердам, — с которого Пётр списывал свой Петербург, — центр алмазной торговли, центр банковских махинаций, центр всего прочего. Нью-Йорк — новый Амстердам: первое название Нью-Йорка — Новый Амстердам. Это тоже морская столица. Вплываешь в бухту, видишь статую Свободы и прочее. Вот, плыви сюда: всяк сюда входящий — мир тебе! Как, так сказать, некая пародия на Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» Вот дама с факелом говорит: «Заходи сюда, здесь будет хорошо, здесь мир, свобода, равенство и братство». Французы подарили эту статую, если вы помните. Вот на море город, морской город, морская держава. Рим, например, на море не стоит: он на Тибре стоит, его нельзя в этом упрекнуть. Лондон тоже стоит на Темзе, а не на море, его тоже в этом упрекнуть нельзя. Москва тоже стоит не там, где многим бы хотелось. А вот, например, Нью-Йорк — стоит на море, и с моря его видно. Башни-близнецы раньше было видно, теперь их нету. И вот все эти, обогатившиеся торговлей, гадостями земными и корыстолюбием всяким, стали на море и возопили на кораблях корабельщики. От пожара видят дым, говорят: «Горе, горе городу великому».

19 И посы́пали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!

Теперь внимание:

20 Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.

Кому — горе, кому — радость: так оно и бывает. Если святым — горе, то грешникам — радость, а если грешникам — горе, то святым — радость. Когда великий Вавилон, напившийся крови всего мира, обогатившийся всем богатством, неправедно собранным, вдруг разрушится ни с того, ни с сего, — когда Бог прикажет, — то, говорит «Откровение»:

20 Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.

21 И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.

22 И гóлоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;

Если уж мы про Нью-Йорк вспомнили, то скажу вам, что там музеев и театров больше, может быть, чем в половине России. Музеи, театры, художественные студии, балетные студии, всякие картинные галереи, арт-хаус, всякие кинематографические студии: чего там только нету — всё есть. Господи, Иисусе Христе, помилуй нас! Потому что когда есть спекулятивный капитал, и когда там продаются со всего мира товары из дорогих деревьев, меди, железа, мрамора, корицы, фимиама, мира, ладана, вина и елея, и тел и душ человеческих, то на остаточном принципе можно расплодить очень много театральных студий, спортивных арен и прочего-прочего. Но будет время, когда:

22 И гóлоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;

23 и свет светильника уже не появится в тебе; и гóлоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе…

Главные признаки живущего города — это звук мелющего жернова, смех и плачь детей, радостные голоса женихов и невест. Вот если этого не будет в каком-то городе, значит — конец этому городу.

23 …ибо купцы твои были вельможи земли…

Вельможи земли… Кто командует экономикой и деньгами земли? — Биржевые маклеры, командиры спекулятивных махинаций: Нью-Йорскская биржа, Лондонская биржа, Сингапурская или Гонк-Конгская биржа. Биржи считают деньги, котируют главные товары: нефть, платину, золото — они пытаются командовать сначала металлами и нефтью, а потом мозгами, сердцами, душами, спонсируют различные культурные акции, распространяют влияние через культуртрегерство на весь мир, и бедному маленькому человеку забивают в голову свои идеологические штампы. «Купцы твои были вельможи земли…» Сегодня же хозяева земли кто? — Купцы, продавцы и спекулянты, — только не те спекулянты, что на базаре торгуют пропрелой пшеницей или залежалым виноградом, а купцы, которые торгуют бумагами, акциями и т.д. и т.п.

23 …ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.

Реально, все народы земли введены в заблуждение неким талмудическим волшебством людей, которые вращают ценными бумагами, которые откреплены от реальной стоимости товаров и продуктов, и просто являются способом манипуляции мировой экономикой.

Ну и последний стих 18-й главы:

24 И в нем (В этом городе. Я так до сих пор не сказал, какой это город, да я и не скажу; я назвал несколько городов, но это просто ассоциативный ряд. — о. Андрей) найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.

Там, в глубине этого города, в штаб-квартирах и кабинетах, на 115-м этаже или в подвале, где-нибудь на застеклённой веранде или в пентхаусе какого-то бизнес-центра находятся документы, свидетельствующие обо всех политических убийствах, обо всех заказных преступлениях, обо всех проклятых революциях, обо всех болотных площадях, обо всех майданах, — чёрт их дери, чтобы мне было «ни дна, ни покрышки», — обо всех убитых людях, которые понимали, что происходит, — обо всё этом хранится память в Божией памяти. И там, в этих проклятых городах, среди шакалов, торгующих телами и душами человеческими за зелёные бумажки, хранится кровь всех святых и всех убитых на земле.

Я теперь только одно прошу вас: чтобы вы читали Писание каждый день, — не только Евангелия читали, — читали псалмы, пророков, закон — Пятикнижие, читали также и «Откровение» — последнюю книгу. И сегодня мы с вами бегло прошлись по слишком явным страницам Писания — по 17-й и 18-й главе «Откровения» Иоанна Богослова. Почему прошлись по нему? Чтобы быть блаженными, потому что в начале этой книги, в 1-й главе сказано:

3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

Блажен читающий и блаженны слушающие. Мы читаем и слушаем, в надежде снискать блаженство и понять, что же происходит в мире. Но имеющий уши, да слышит; имеющий разум, пусть прочтёт ещё раз сам то, что мы прочитали вслух большой аудитории, которую мы глазами не видим, но надеемся, что она обширна и многочисленна.

Изучайте Писание, Бог покроет и сохранит тех, кто читает Писание, изучает его с любовью.

— Здравствуйте, отец Андрей. Христос Воскресе! Я надеюсь не дожить до тех времён, когда Апокалипсис развернётся во всей своей красе.

— Он же уже развернулся, вы же уже дожили.

— Ну я прячу голову под подушку, надеясь, что там он меня не достанет. Я шучу, конечно, батюшка. Я слушаю всё, что вы говорите, и каждое ваше слово пронзает меня насквозь.

Я как-то сказала одному уважаемому протоиерею, что с женщины Господь спросит меньше, чем Он спрашивает с мужчины, поскольку женщина — существо зависимое от мужа, и к тому же «немощнейший сосуд». Он назвал эту мысль еретической, богохульной, сектантской — заклеймил меня трижды. Я с тех пор сна не видела очень долго. Хотела бы вас спросить, что бы вы могли сказать по этому поводу?

— Я думаю, что с женщины — сто процентов — Господь спросит меньше, чем с мужчины, только нужно, чтобы она своё дело сделала. Как Павел пишет же, что она спасётся чадородием, если пребудет в вере, честности, целомудрии. Т.е. послушание мужу и масса этих всех скорбей — «Евины скорби», допустим. Например, каждый месяц природа напоминает женщине о том, что она первая согрешила когда-то в раю, у мужчин этого нету. Ну и много чего ещё у мужчин нету, что у женщины есть. Поэтому женщина и так как бы скорбящее существо, ей и так достаётся. Поэтому если будет рожать и терпеть, воспитывать, трудиться, далеко не лезть, а маленькое делать, то, в принципе, да — с неё спросится меньше, конечно. С мужика спрос больше. Однозначно. Кому больше дано, с того больше спросится. Поэтому я в этом смысле на вашей стороне: я считаю, что вы правы, что спорить с этим невозможно и это абсолютная правда. Во-первых, женщина ближе к раю, чем мужчина, потому что с неё меньше спросится, а потом, она и больше терпит, она реально более страждущее существо на земле, женщина больше страдает: и тюкают её, и виноватой больше считают во всём. А она себе терпит, терпит, любит, терпит, молчит. В принципе, я с вами согласен, вы правы, а с батюшкой я в этом вопросе не соглашусь. Мир вам и терпение!

— Здравствуйте, отец Андрей. Вот сейчас женщина задала вопрос. А как же апостол Павел сказал: «Нет ни мужеского пола, ни женского, ни эллина, ни иудея, а все во Христе»? Господь, как раз, женщину уравнял, и сколько женщин есть, которые подвиг держали…

— Всё правильно, но Павел сказал не только это, Павел сказал ещё: «Не муж от жены, но жена от мужа», — он же тоже это сказал. И что не муж первым согрешил, но жена попала под преступление, и из-за неё всё страдает. Он и это сказал. Если уж цитировать, то всё подряд. Павел сказал много.

— Батюшка, ещё по поводу Вавилона, Вавилонской блудницы… Я слышала, духовноопытные говорили, что Вавилонская блудница — это не просто современные большие города, где всё смешано, а именно — где истина и ложь смешивается воедино и выдаётся как истина.

— Тоже правда.

— У нас в стране сейчас происходят события с этим «Тангейзером», а Мединский, министр культуры говорит, что надо его вернуть, потому что затрачены деньги. Они смешали ложь с истиной, Господа оскорбили, богохульство произошло, а почему священство молчит, православные, почему мы не обращаемся к Святейшему Патриарху и не просим его, чтобы хоть какие-то каноны и правила были?

— Светское общество живёт по своим законам, оно не обязано подчиняться указам Святейшего Патриарха и нас с вами, как верующих православных христиан. И одна из самых главных вещей в духовной жизни — это правильно расставить приоритеты и не воевать с ветряными мельницами. Если вы будете каждый раз весь жар своей души выбрасывать на очередного похабника, на очередную какую-нибудь пьесу или танцульку, на «Тангейзера» и «Пусси райт», то вы всю свою силу души растратите на ерунду, на войну с воробьями. Пожалуйста, распределяйте силы, и принципиальные вещи нужно решать в первую очередь, а второстепенные — во вторую очередь. «Тангейзер» — это одно из локальных проявлений действия духа мира сего. Например, вот ещё ходят по нашим улицам и городам тысячи людей, обколотые с ног до головы разными наколками, у которых в языке — булавка, например, а в ухе — дырка. На самом деле — это антихристианское явление, но если мы сейчас начнём с ними воевать, с этими обколотыми, то мы опять-таки потратим время на то, что, в общем-то, уже не исправишь. И т.д., и т.д. Отрицательных явлений много, не воюйте с тьмой, зажигайте свет. Сейчас вы начнёте с «Тангейзером» этим воевать… Да шут с ним, да он яйца не стόит выеденного, этот «Тангейзер», да тьфу на него. На весь театр — тьфу, на самом деле, на всю труппу — тьфу. Подумаешь, «Тангейзер»: ох ты ёлки-палки, море загорелось, синица море зажгла… Да плюньте вы на него. Вы часто в оперу ходили? Ну вот и всё. Надо заниматься первостепенными вещами, и нельзя отдавать весь жар души любому информационному поводу. Вы работаете, на самом деле, в холостую, вы греете воздух, вы в свистки пар выбрасываете, если боретесь со всякой чепухой. Мало ли больных режиссёров, полудурков, всяких разных сценаристов и постановщиков? Каждый больной отчебучит чего-нибудь там на сцене: вы чего, воевать с ним будете что ли? Да оставьте его в покое: что, у вас больше дел нету? «Устранись народ Мой, устранись от них», — т.е. делайте что-нибудь более хорошее, есть масса хороших вещей. Если вы не знаете, чем заняться, я вам подскажу.

— Здравствуйте. Христос Воскресе! Раба Божия Вера. Дело в том, что у меня три внучки было и две дочери, и я всё девчонок растила, а тут у меня внук родился, ему уже четыре года. У меня давно возник вопрос: что бы вы посоветовали, какие качества мужские вы считаете самыми главными, и что можно почитать в Священном Писании на тему воспитания мальчиков? Будьте добры.

— Святое Писание о воспитании мальчиков ничего не говорит. Какие качества нужны мужчине? Это вопрос естественного отбора, и он достаточно хорошо прояснён в истории любой большой цивилизации. От мужчины требуется: постоянство, терпение, немногословность,  рассудительность, ответственность, верность и прочее. Для того, чтобы воспитать хорошего мужчину, вы можете читать, что об этом говорили древние греки, древние китайцы, древние римляне: всё, что языческий мир сказал о мужчине — это всё действует, работает и сохраняет свою актуальность. Христиане ничего специально о мужчинах не говорили. Христиане, распространяясь в пределах Римской империи, вполне спокойно и законно довольствовались учением о мужестве, которое досталось им от римского мира, от античного мира. Мужество, немногословность, — повторяю, — строгость, терпение жизненных невзгод, ответственность за жену, детей и порученное дело, постоянство, упражнение ума, сдержанность в желаниях. Вот есть такое понятие — «благородный муж» (vir bonus): благородный муж вечно учится, благородный муж терпит боль, благородный муж не плачет на людях, благородный муж отвечает за тех, кто под его рукой. Т.е. учение о воспитании мальчиков хранится не в сокровищницах Новозаветного Откровения, а оно выработано до этого, ещё во времена, предшествующие пришествию в мир Христа Спасителя. Вот так нужно на это смотреть, и отсюда «плясать». Мальчик должен быть силён, умён, терпелив, неболтлив, целомудрен, ответственен, храбр, трудолюбив. Вот это и воспитывайте.

— Христос Воскресе, отец Андрей, раба Божия Наталья. Благодарю вас за ваши замечательные беседы с нами. Сейчас читаю вашу книгу «Беглец от мира», взахлёб читаю. И хочу порекомендовать: вот когда люди Гоголя перечитают, чтобы сходили в музей Гоголя в Москве, там очень замечательно. И пусть возьмут детей. Там сотрудники музея всё так продумали, хочется туда ходить и читать. Низкий поклон вам за эту книгу.

— Спасибо. Я, например, сколько лет жил на Украине, а в Нежине не был, — там, где он учился, — и гоголевские места на Украине не посетил. Я был в этом музее, о котором вы говорите. Там правда очень хорошо, всё продумано и с любовью сделано, действительно доносит до посетителя необходимость познакомиться с Николаем Васильевичем, потому что у него — пророческий дар. Он не просто сочинитель или литератор, он пророк: у него есть очень много серьёзных пророческих вещей, это правда. Ну, вообще, читать нужно много.

— Дорогой отец Андрей, здравствуйте. Владимир, Москва. Христос Воскресе! Спасибо вам огромное за проповеди и беседы, тоже взахлёб слушаю, наслаждаюсь и учусь у вас. Подскажите пожалуйста моему знакомому, — я ему не могу ничего ответить, потому что нет такого авторитета: его мама год назад ушла из этого мира, и ему сказали, что на кладбище раньше нельзя приходить, а позже — можно.

— Конечно, его обманули, потому что можно приходить и раньше и позже. Можно приходить и в девять дней и в сорок, и потом, если бы он каждый день приходил на кладбище к своей маме, то, наверное, было бы правильно, и ничего греховного в этом бы не было. Можно и раньше и позже. Мы руководствуемся такими словами, что «праведнику закон не лежит» — праведник превышает закон: всегда можно прийти на кладбище. Причём, знаете, что я вам скажу, раз уж такая тема зашла… Иногда, когда мама ещё живёт, говорит сыну или дочери: «Ну доченька, ну будь ты уже благоразумной», «Ну сынок, ну перестань ты уже куролесить». А он не слушает. А когда мама или папа умрёт, то у сына или у дочери воскрешаются в сознании эти мамины или папины слова. Есть такая интересная рассказка про то, как один папка помирал, а у него сын был такой беспутный, как «оторви и выбрось». И он говорит ему: «Сынок, прошу тебя, поклянись мне, что так сделаешь: в течение полугода просто приходи ко мне в комнату, где я умирал, вот только приходи сюда, где я лежал на кровати, на полчасика, минут на пятнадцать, просто сиди здесь возле кровати, где я умер, и всё. А дальше — делай, что хочешь». Сын поклялся ему, пообещал. Приходил, закрывал дверь и сидел. И так вот он сидел, сидел, — ну, пообещал и сидел, — а потом начинал вспоминать, как отец его и укорял, и просил, и плакал, и молил, как он там болел, страдал и умирал. Это всё так воскресло в его сознании, что он поменял свою жизнь. Молчаливая комната, где умер отец, научила его больше, нежели слова отца, когда он был жив. Ну, может быть, могила мамы научит тоже кого-то чему-то больше, чем слова мамы, когда она была жива. Наверняка. Потому что, вот уже ушёл человек — уже всё отшелушевается: временное, раздражительное, суетное. Поэтому пусть ваш друг ходит на могилу к маме как можно чаще, и до года и после года. Пусть берёт с собой цветы, лопатку: лопаткой пусть счищает сорняки, новые цветы кладёт на могилку, старые пусть забирает, сжигает. Пусть свечечку зажигает, читает Евангелие на могиле. Пусть придёт на могилу, сядет на лавочку, посидит — помолчит, вспомнит маму, — что она ему говорила, какова была жизнь её, — и может быть, эти посещения кладбища будут для него самым лучшим университетом, в котором он поймёт, вообще, смысл жизни, смысл связи поколений, смысл ответственности, смысл страдания. Поэтому пусть ходит на кладбище сколько хочет: здесь нельзя сказать, что ты много ходил, тут много не бывает. Оно всё будет действовать и врачевать человека. По долгу службы часто бывая на кладбищах, я по себе знаю, что уходя с кладбища, ты всегда уходишь чуть-чуть другим, и тебе уже многое на улице не интересно. С кладбища вернулся, телевизор включил и тут же выключил, потому что оно кажется кощунственным: всё, что говорят по телевизору, кажется оскорблением души, когда ты пришёл с кладбища. О какой чуши вы тут, вообще, говорите? Я только что с кладбища приехал, какую вы чушь несёте; там столько людей лежит, а вы тут какую-то чушь несёте. Кладбище — это университет христианского сознания. Поэтому до года, в год и после года — вперёд, на кладбище.

— Христос Воскресе, батюшка Андрей, Георгий. Я немножко хочу сказать относительно сложения термина и понятия «Вавилонская блудница». У древних авторов есть упоминание о том, что на торжище Вавилона родители приводили своих дочерей, отдавали торговцам, дабы торговля приумножалась в этом городе. Вот с чего начиналось это торжище. Спаси Господи!

— Торжище с блудом связано, это стопроцентно. Некие специалисты по рекламе говорят, что хорошо продаётся то, что развратно рекламируется. Почему вот голые девки лежат на капотах машин, целуют рычаг переключения передач, и не знаю, что они, вообще, там ещё делают? Потому, что блуд и деньги очень сильно связаны. Хочешь больше денег — пусть будет больше блуда, хочешь больше блуда — имей больше денег, и блуд тебе обеспечен. Это всё правильно, и вавилонские блудницы — это ритуальные блудницы, это не просто женщины, торгующие собою из-за своей глупой головы и похотливого склада натуры, это жертвующие себя бесу — бесу мамона и бесу разврата. Так что действительно, здесь есть много таких коннотаций, это интересно для историка религиозной мысли и для историка мира. Да, там, где есть торжище, там рядом есть и блудилище. Самые блудные города мира — это портовые города. Где ещё так много проституток, как ни в Александрии или Одессе, или, может быть, во Владивостоке или том же Нью-Йорке, или в Пирее или Афинах? Иностранные корабли, торговцы, покупатели, разноязыкий народ, куча товара, куча людей, приезжают, туда-сюда, там кабаки, ночлежки, блудницы, товары, деньги, менялы, разные валюты — вот, «все флаги в гости будут к нам». Где ещё так блудят, как ни в порту и ни в портовых городах? Нигде больше. Хотя, вроде бы там нет ритуального блуда, но это тоже ритуальный блуд, это блуд в честь мамоны, ради денег, ради торговли, ради всего остального. Так что здесь всё смешано и в узел связано. Вы совершенно правы в этой своей подсказке, и об этом есть много интересных книг, их стóит почитать, чтобы понимать подоплёку мировой истории.

— Христос Воскресе! Отец Андрей, здравствуйте, раб Божий Аркадий. У меня к вам решительный вопрос, надеюсь на решительный ответ. Я отец сына четырнадцати с половиной лет. Я считаю — умный, крепко развитый, только, к сожалению, у него сложился такой стереотип, что жить надо урывая, не вкладываясь. Вот просто, весь свой ресурс могучий, Богом данный — на махинации, манипуляции. Я, наверное, родитель неправильный: и крик был и стук был. А сейчас уже взрослый, и поэтому я не считаю, что должен ставить рамки, но я мыслю так, что всё-таки берега у бурной реки должны быть крепкие. Вот есть такое наше православное понятие: на добро ответь добром, на зло ответь добром. На эту же тему есть другое изречение: на добро — добром, на зло — по справедливости. Ваше мнение: справедливость или милосердие? Как быть?

— Ну вы не можете устраниться от сына, вы будете переживать о своём ребёнке, потому что ребёнок — это не пиджак и не ботинки, которые, кстати, тоже жалко. Шутки шутками — даже вещи жалко, но ребёнок — это не вещь, это дитё. Поэтому если дитё идёт не туда, то мы сдерживаем его; если оно вырывается и сдерживать невозможно, — мы не можем его сдержать, оно идёт туда, куда хочет, — то мы говорим ему, как в притче о блудном сыне: «Сынок, я жду тебя. Иди куда хочешь, но помни, что за тебя молятся и тебя любят, и ты пошёл не туда». Поэтому пока можете сдерживать — сдерживайте, а если уже сдержать нельзя, — он уже пошёл туда, куда вы видите, что нельзя идти, а уже нельзя сдержать, — то нужно вступить в роль этого доброго отца из притчи о блудном сыне: выглядывать на дорогу, ждать его возвращения и молиться о нём Богу постоянно, чтобы он до конца не погиб. Я понимаю, что это очень действующая на сознание человека парадигма такая, она впитывается людьми из воздуха: что ничего не делать и всё иметь; на махинациях, на шахер-махере получить сверхприбыли. Я понимаю вас прекрасно. Ну что же, мы не сможем сдержать их, мы будем говорить им, убеждать их, кричать на них, иногда даже брать их за шиворот и трясти их, но потом, на каком-то этапе мы уже не можем их трясти — они уже вышли из возраста трясения. Ты продолжаешь просить, молиться Богу, а он уходит в другую сторону, а ты продолжаешь просить, и потом он хлебает этой забортной воды, понимая, что вода эта вовсе не сладкая, а горькая: морская, забортная, солёная — и возвращается обратно, и слава Богу! «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Такая парадигма процессов зашита в историю человечества, к сожалению: нужно уйти, чтобы вернуться; пока не уйдёшь, не поймёшь, что ты потерял; пока не потеряешь, не поймёшь тоже, какова цена того, что ты не оценил вовремя. Поэтому желаю вашему сыну вразумиться как можно быстрее, с меньшими потерями. Вам желаю увидать своего сына, ходящего в истине, потому что нету больше радости для отца и матери, нежели видеть своих детей, ходящих в истине. Так говорит Иоанн Богослов.

Ну что же, христиане, наше время истекло: всё хорошее заканчивается, плохое, к счастью, — тоже. Хорошее, к сожалению, заканчивается быстрее, но плохое тоже заканчивается, поэтому терпения — всем, кто терпит, радости — всем, кто радуется. Христос Воскресе! Мир вам, и до скорой встречи.

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации