2221 БЕСЕДА НА РАДИО «РАДОНЕЖ». Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [21.11.2014]

A A A


Эфир от 21.11.2014 21:00

Совершается служба с полиелеемСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

 

ПАРЕМИИ:

  1. Книга Иисуса Навина (V, 13 – 15)

    Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

  2. Книга Судей (VI, 2, 7, 11 – 24)

    Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян. И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиазереву; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя. [Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека. [Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего. Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом (Мир). Он еще до сего дня в Офре Авиазеревой.

  3. Книга пророка Исаии (XIV, 7 – 20)

    Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас». Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем:«взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?» Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, – ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев.

 

Добрый вечер, братья и сестры. В прямом эфире протоиерей Андрей Ткачев. Мы сегодня с вами проведём час за беседой.

Недавно мы совершили торжество в честь Небесных бесплотных Сил, Небесных воинств Архистратига Михаила, посрамителя сатаны и защитника всех верующих в Бога Истинного. Гавриила, благовестника, приносящего радостные вести, радостнейшей из которых является «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». А также Рафаила, «Исцеление Божие». Селафиила, начальника Молитвы. Иегудиила, Варахиила и прочих Небесных бесплотных сил, Херувимов и Серафимов, славящих Господа. И я хотел бы прочитать с вами те тексты, которые читались на вечерне. Так называемые паремии. Паремия — это Ветхозаветное чтение, которое вводит нас в смысл праздника, поскольку Ветхий Завет раскрывается в Новом, а Новый Завет скрыт в Ветхом. Это слова блаженного Августина. Он очень точно, лаконично, по-цицероновски объясняет смысл Писания, говоря: всё, что было в Старом Завете, это есть образы, тени Нового Завета. И понять один без другого невозможно. Новый Завет скрывается в Ветхом, и Ветхий раскрывается в Новом. Всё, что было в Старом Завете, оно имеет отношение к Новому, в т.ч. и различные ангельские события нас напрямую касаются.

Вообще, ангелы сопровождают все этапы важнейших деяний Христа Спасителя и событий, с Ним связанных. Вот Христос зачинается, архангел благовествует: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». Христос рождается, ангелы поют: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Христос испытывает угрозу от Ирода, ангел Божий является во сне Иосифу: «Возьми Отроча, возьми Матерь, и беги в Египет». Угроза проходит, опять ангел вразумляет Иосифа во сне, говоря «Возьми Отроча, возьми Матерь и иди обратно в землю Израилеву». Дальнейшая жизнь Христа Евангелием не показана, но это не значит, что ангелы Божии не были сопутствующи всякому делу воплотившегося Сына Божия. Потом Он уходит на проповедь, и после крещения в Иордани от Иоанна идёт в пустыню, где ангел Божий укрепляет Его в период длительного сорокадневного поста. Затем мы видим ангела, например, в Гефсимании, когда Христос молится до кровавого пота, и ангел Божий укрепляет Его. Мы видим, что ангелы Божии возвещают мироносицам Христа Воскресшего. Напоминают апостолам Слова Господни: «Помяните, якоже глагола вам, еще сый с вами». Т.е. вспомните, что Он говорил вам, когда ещё был с вами. Это означает, что они хорошо знали, что Он говорил, они слушали, они ходили за Ним. Вознесение Христово с Елеонской горы на небеса сопровождалось явлением ангелов, которые сказали апостолам, чтобы они смотрели на небо, ибо сей Иисус, вознесшийся от них, Он также как вознёсся, придёт на землю второй раз. Дальше книга Деяний явление ангелов описывает многократно. Ангел Божий Филиппа ведет на дорогу в Газу, ангел Божий является после выхода Петра из темницы, и т. д. Т.е. ангелы Божьи являются участниками, спутниками Благовещения, зачатия, Рождества, Гефсиманской молитвы, воскресения из мёртвых, вознесения и дальнейшей истории Церкви. Они везде. Там, где мы —  там и они. То, что мы их не видим, это слава Богу, потому что увидавши ангела, потом вряд ли проживёшь всю жизнь нормально. Страшно будет. Явление с Небес меняет человека, оно настолько сильно действует на него, что можно умереть. Об этом говорится в Апокалипсисе, где Иоанн Богослов, видя ангелов, которые являлись ему, открывая те или иные тайны Божьи, изнемогал, ужасался, падал на колени, приходил в трепет и т. д. Это Иоанн Богослов, у которого грехов с булавочную головку! А если грешный человек будет всё это лицезреть, то он сгорит как свечка в огне Божественных явлений. Но факт остаётся фактом, и смысл остаётся смыслом. Совершается История, совершаются дела Божьи, и ангелы сопутствуют им.

И вот, мы празднуем специально целый праздник в честь Михаила, Небесных воинств Архистратига, и всех тех высших Небесных Духов, которые открыты нам Писанием. И вообще, их очень много. Мы не знаем их имён. Мы не знаем имени своего ангела-хранителя. Он, конечно же поименован, потому что у Бога нет ничего непоименованного. Всё, что живёт, имеет имя. Это очень важная мысль, стоит на ней остановиться. Всё, что живёт, что существует, имеет имя. Безымянное не существует. Господь выше имён. Он многоименитый и выше всех имён. Необыменный. О Боге можно сказать две вещи. Многоименитый — это Он. Вездесущий — это Он. Знающий всё — это Он. Всемилостивый, любящий, справедливый, хранящий волос на голове человека, взвешивающий дыхание — это всё Он. Имён у Него миллиарды. Но вместе с тем ни одно имя Его не охватывает до конца, и Он именами не обымается, т. е. не обхватывается. Он ускользает от всех имён, потому что сущность Его неизреченна. Поэтому Он как Бог неизреченный, является многоименитым, и вместе с тем недоименным. Имя Его полностью не выражает. И эти епифании, явления Божьи, явления разных сторон Его Существа, Его славы, они многообразны. Они заставляют человека испугаться благоговенным страхом тому, какой вообще Господь наш. Имена, безусловно, есть у всего сотворённого, имена есть у ангелов, но нам они не открыты. Наш невидимый друг, который сегодня, как и всегда, наверняка возле нас, наш Божий ангел-хранитель, он рядышком, но мы не знаем его имени. Да и не надо нам. Ангельские имена нам знать рано. Не к лицу пока что. Слава Богу, что мы знаем, как зовут Спасителя. Один монах сокрушался, что он читает-читает много книг, и ничего не понимает. Его спросили: «А ты знаешь, как зовут Спасителя?» — «Ну да, конечно» — «Как?» — «Иисус Христос» — «О, прекрасно, самое главное имя ты знаешь. Нет другого имени под небом, в котором можно спастись. Главное имя ты знаешь, остальные имена пока что не знаешь. Не страшно». Так что этих ангелов, которых много, мы сегодня охватываем мыслью всех и благодарим их. Спасибо вам, за то, что вы любите нашего Господа, за то, что вы служите Ему, за то, что не поддались дьявольскому соблазну. И когда была война на Небе, когда дьявол возмутил ангельский мир, вы остались верны Богу, и пошли под знамя Михаила, который воскликнул: «Кто как Бог?» Т.е. кто верный Богу —  все за мной! Было нечто подобное тому, что было в те времена, когда Моисей истреблял злодеев идолопоклонников. Он спустился с горы, имея в руках скрижали с Заповедями (сорок дней постился там, с общался Богом), а еврейский народ сел есть и пить, потом стал играть. И отлили золотого тельца, плясали возле него, говорили «Вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из плена». И Моисей, воспламенившись гневом,  призвал: «Кто за Господа —  ко мне!». И было большое истребление среди стана тех, которые клонились к тельцу и обезумели. Причём тельца им позволил отлить Аарон. Они заставили священника, брата Моисеева, участвовать в этом беззаконии. Нечто подобное было и на Небе, когда Михаил  призвал: «Кто за Господа —  ко мне!». И множество ангелов устремилось к Михаилу, любя Господа, но не видя Его. Ангелы Божьи не видят Бога. Ангелу тоже нельзя зреть лицо Божие, и хотя Евангелие  учит, что они «выну (всегда) видят лице Отца Моего Небеснаго», это означает, что они зрят Славу Божию, ибо у Бога нет человеческого лица. И Его лица зреть нельзя, ибо его нет. Он непостижим зрением. И они, имея веру (ангелы не просто знают, они тоже веруют), смелость, храбрость, благородство, честность, преданность, устремились к Михаилу. И была война. И был свергнут сатана с духовных высот. Эти многочисленные ангелы сегодня почитаются нами. Мы благодарны им за то, что они победили в той первой войне. С тех пор войны продолжаются. С тех пор воюют те, кто верует, с теми, кто не верует. Они победители в той войне и помощники нам в наших нынешних войнах. Сами одержавши победу, они помогают нам, продолжающим свою войну. Среди них есть маленькие (для них маленькие, для нас они все большие) помощники, служители, которые нас берегут своими крылами, а есть многоочитые, шестикрылые, непонятные, чудные, которых видел, например, Иезекииль. У Иезекииля описывается видение ангелов в месте изгнания, в Вавилоне, где он видел то, что нельзя представить. Он описывает их, что Господь восседал на Херувимах, ездил на Серафимах, они были как колёса полные очей и едущие в четыре стороны. Они одновременно ехали во все четыре стороны. И были полные очей и были как колёса. Вообще, что-то запредельное, это нельзя ни представить, ни изобразить. Иезекииль, очевидно, долго искал слова, чтобы высказать то, что он видел. Они служат Господу, т. е. Силы, Престолы, Господства, Власти —  все они в разных степенях служения. Для них хорошо служить. Вообще, слово «служить» — это прекрасное слово, это не команда домашнему псу, это призыв к жизни настоящего человека. Нельзя просто жить, работать и отдыхать. То-есть жить, отдыхать и увиливать от работы. Нужно жить и служить. Иногда отдыхать, меняя полезные занятия. Хорошо живёт тот, кто служит Богу, а в Боге уже ближнему. Ближнему без Бога служить нельзя, нужно служить ближнему в Боге. Сначала Богу, потом ближнему в Боге. И вот ангелы этим занимаются. Поэтому, говорят мудрые люди, что ангелы с удовольствием оставляют свои высшие чины и спускаются ниже, исполняя низшие службы. Снизу вверх они не могут подняться. Т.е. ангел Архангелом быть не может, а Архангел ангелом — сколько угодно. Как если бы, например, работник министерства не может быть министром, а министр, смиренный, с удовольствием может заменить вахтёра, или кого-нибудь ещё. Такой принцип жизни у ангелов. Высший с удовольствием спускается до низших, а низший, в силу того, что он не вмещает большей благодати, не может подняться выше своего чина. Такие они, эти святые ангелы. У бесов всё по-другому. Бесы — это организованная преступная группировка, где все всех боятся и никто никого не любит. Где все со всеми воюют и все всем вредят. Они только подчинены князю, которому покорились. Который бьёт их нещадно за их промахи и ошибки, требует от них бесовского, злого послушания. Есть доброе послушание, в Любви, а есть злое послушание —  из страха и подчинения внешней силе. Вот у них такой перевёртыш, тюремная дисциплина, царство организованной преступной группировки. А у святых ангелов, которые победили, которые Бога любят, у них всё светлое, чистое. Они смиряются друг перед другом, они готовы отдать свою славу другому, спуститься ниже, готовы приносить Богу разные службы, какие Бог прикажет. Они хорошие.

Если мы сейчас перейдём к паремиям, а мы — таки перейдём к паремиям, то первая из них — это книга Иисуса Навина, преемника Моисея. Который завёл народ в Обетованную Землю, которому Господь Бог после Моисея передал все полномочия и Моисей поставил его на своё место и дал ему власть. Вводя Израиль в Землю Обетованную, обрезал их, ибо родились новые люди, которые не были обрезаны в пустыне. Иисус Навин совершил вхождение в ту Землю, которую Моисей видал только издалека. Манна перестала падать на другой день, после того, как они стали есть произведения земли. Они стали есть пшеницу земли Палестинской, и манна закончилась. «И не было более манны у сынов Израилевых, но он ели в тот год произведения земли Ханаанской». Это пятая глава книги Иисуса Навина.

13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?
14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?
15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.
16 Иерихон заперся и был заперт от страха сынов Израилевых: никто не выходил (из него) и никто не входил.

Иерихон был крепостью, стоящей на пути продвижения в Землю, дальше. Т.е. они уже в Ханаан вступили, нужно было идти дальше. Археологи говорят, что Иерихон — это древнейший город на Земле. Без всяких «может быть, а может быть и нет». Могучий, здоровый, сильный, с толстенными стенами. Стены у него были такие, что в них люди жили. Столь толстые стены, что внутри этих стен помещались целые квартиры. Там жила Раав-блудница, которая помогла соглядатаям. Подойдя к Иерихону, который впоследствии упал от семикратного обхождения священников с трубным звуком вокруг его стен, Иисус Навин увидал явление Архистратига Михаила. Церковь узнаёт в этом явлении ангела, вождя Небесных воинств, Архистратига Михаила. Он видел его как человека, держащего в руке обнажённый меч. Иисус Навин проявил себя как смелейший человек, он пошёл навстречу к этому вооружённому человеку и спросил его: «Наш ли ты, или от супостатов наших?» Он ответил: «Нет, я вождь Воинства Господня, теперь пришёл сюда». И тогда поклонился ему преемник Моисея, на что сказал ему Архистратиг: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято». Это есть некое напоминание о том, что знали по преданию, и без книг ещё, а только лишь в устной передаче евреи от Моисея, ибо он слышал нечто подобное, когда куст терновый горел и не сгорал. Когда ему было сказано: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, святая». Иисус Навин, слыша от Моисея многие священные предания и рассказы, знал и этот рассказ. Посему, услышав этот рассказ, он поклонился до земли Архистратигу Силы Господней. Это означало, что Архангел будет помогать евреям в дальнейшем продвижении по земле, которой Бог определил им дать. Чтобы у нас не было никаких лишних мыслей, мы должны понимать, что это есть факт исторический, но в духовном смысле есть лишь прообраз вхождения в Небесное Царство всех верующих людей. Т.е. завоевание Палестины не имело бы для нас никакого смысла, большего, нежели завоевание любой земли любым царством, если бы это не был прообраз овладения духовной Родиной человечества, вхождения в Царство Божие всех верующих. Палестина, в которую входят евреи — это образ Царства Божьего, в которое входят все те, кто имеет обрезанное сердце. У кого сердце чуткое, у кого сердце плачущее, чистое, скорбящее, миротворческое.

Это была первая паремия, которая читалась вчера на вечернем богослужении. Кто был вчера на вечерне, тот это слышал. Но что значит слышал? Можно сто раз одно и то же слышать, ничего не понимая. Поэтому необходимо на этом всём останавливаться, это всё разбирать. И нам ещё много работы предстоит для того, чтобы впитать в себя эти Священные тексты и полюбить их. Полюбивши понять, а понявши запомнить. Ну а уже запомнивши, носить в себе.

Вторая паремия — это Книга Судей Израилевых. Из шестой главы описывается ситуация, которая возникла при захвате еврейских земель Мадианитянами. Они сильно угнетали евреев за то что евреи, овладевши землёю, не исполнили повеленного Господом. В дома вселились, виноградники возделывали, из колодцев пили, но идолов не вынесли и всех не прогнали. И народы, которые они не прогнали, идолы, которых они не разрушили, стали сетью и соблазном для жителей земли той. И они стали грешить. Они стали соблазняться, уклоняться от веры в Единого Истинного, Который им открылся. Получилось так, что на долгие годы окрестные народы начали ущемлять, что называется, евреев. И воздвигались судьи, числом двенадцать, как и апостолов, которые прогоняли от Лица Божия врагов, но не раньше, чем наплачется народ, настрадается, намучается. При Мадианитянах был избран судья Гедеон. Его призвание на судейство и на войну описывается в Книге Судей, в шестой главе, и читается в качестве паремии вечером, накануне Праздника Архистратига Михаила.

11 И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян.

Чтобы скрыться… Потому что Мадианитяне приходили со скотом своим, с шатрами своими, в таком множестве, пишет Писание, как саранча. «Их, и верблюдов их, не было числа. И ходили по земле Израилевой, чтобы опустошать её». Представьте себе: ты сеешь, а кто-нибудь съел; ты посадил, а кто-нибудь собрал урожай; ты построил, они пришли разрушили. Ты работаешь, они ходят, разрушают, пожирают. Их, как саранчи, кругом их полно. Ничего не узнаёте? Очень понятный образ. И вот Гедеон работал, выбивал пшеницу, «втихаря», чтобы скрыться от Мадианитян.

12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!
13 Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян.

Представляете, какие слова интересные? «Господь с вами»… Это вообще нас касается. Господь с нами? Как это Господь с нами? Господь нас наверное оставил, потому что при нас — наркомания, проституция, санкции, война, беда, внутренние враги, внешние враги. Сейчас ещё ничего… Господи помилуй, слава Тебе, Господи! А в 90-х при Ельцине, когда все на улицах стоят и жвачки продают, начиная от бывшего директора института и заканчивая заводским инженером. Заводы встали, институты закрылись. Все продают жвачки на улицах. «Господь с вами» — «Господь с нами? Господь нас оставил. Если бы Господь был с нами, разве было бы с нами всё это? Это безобразие, это непонятно что». Тут такой голос, наш почти что.

14 Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.

Тут называется Господом даже, т. е. хозяином, начальником.

15 (Гедеон) сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший.
16И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.
17 (Гедеон) сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною:
18не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего.
19 Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил.
20 И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал.
21 Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его.
22И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу.
23 Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь.
24 И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом
(т. е. Господь Мир, — прим. о. Андрея). Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой.

Ну, и дальше рассказывается уже об истории освобождения Израиля от Мадианитян рукою Гедеоновою. Там много ещё интересного, стоит почитать. Это Книга Судей, глава шестая.

Это была вторая паремия вчерашнего вечернего богослужения. И наконец, третья паремия, это о сатане. О падшем ангеле, о котором говорит Исаия. О сатане вообще мало говорится в писании. «Змей был хитрей всех зверей полевых». Он, который обольстил нашу праматерь, обманул её, бедную. Как обычно обманывают женщин. Нашептал, накрутил, наговорил, и она не то что нужно сделала. А вот как Исаия говорит, спустя много лет. Говорит он о дьяволе, но одновременно говорит он и о владыке земли, о царе Вавилонском. Он, как бы говоря об одном, плавно переходит к другому. Так же он говорит о Христе, он говорит о царе Ассирийском, о спасении от него. А потом плавно переходит к «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил». Так и здесь. Он говорит сначала про Вавилонского царя:

4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!

5 Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык,

6 поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием.

7 Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости;

8 и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря:«с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас».

И дальше смотрите, какая интересная вещь, как речь пророка постепенно плавно переходит от царя человеческого, от человека умершего, потерявшего силу, обесславленного, в разговор о падшем духе. О бывшем главном Архангеле, ныне главном враге человеческом.

9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.

10 Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!

11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой.

12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! (вот это уже о падшем духе, — прим. о.Андрея) разбился о землю, попиравший народы.

13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;

14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».

15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

16 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства

 

Эти слова часто читал Иоанн Кронштадтский. Он пишет в дневниках: «Став священником, я понял, что война моя с собой самим, с миром и с дьяволом». С собой самим нужно бороться строгостью, постом, самоограничением, от мира нужно убегать, ибо он лукав, как блудница. Он всех зовёт к себе, всех обманывает. А с дьяволом нужно воевать всю жизнь. Он часто читал Исаию, 14-ю глава:

12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

17 вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?»

18 Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице;

19 а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, – ты, как попираемый труп

 

Почему третья паремия читается про дьявола? Две первых про Архангела, а третья про дьявола. Потому что ангелы тоже воюют. Вот сегодня, как говорят нам отцы, они непоколебимы в добре. На сегодняшний момент ангельский мир в добре непоколебим. Было время, когда он был испытываем, и у них была возможность уклониться. Направо или налево. И они сделали свой выбор. А сегодня те, кто сделали свой выбор налево, остались налево непоколебимы в черноте своей. А те, кто решились идти направо, остались светлыми. И с правой стороны непоколебимы в правоте своей. Люди же, до сегодняшнего дня как ангелы поколебимы. Их можно колебать. Они могут соблазняться, уклоняться, отвращаться, возвращаться, каяться, падать, подниматься. Т.е. наша жизнь — синусоида. Это не прямая линия, это некая такая ломаная черта. Ангелы, достигшие непоколебимости в добре, и бесы, достигшие непоколебимости и нераскаянности в ненависти к Благодати (бесовское состояние — это ненависть к Благодати, в этом состоянии пребывают многие люди, ненавидят Благодать, это ужасное состояние), это тот мир, уже определившийся. Им только ждать суда. Ибо они тоже будут судимы. А человек до сих пор колеблется. Одетый в плоть, ставший немощным, он совершает свой выбор, к злу, к добру. От добра к злу. От зла опять к добру. И колеблется как трость, туда-сюда. Как говорил Христос об Иоанне Предтече: «Трость ли ветром колеблемая?» Нет. Он был не трость. Иоанн был твёрд как скала. А остальные — трость, колеблемая ветром. И мы, совершая свой жизненный путь, колеблясь ветром разных учений, дёргаясь и мучаясь, сотрясаясь, изгинаясь под дуновением разных ветров, нуждаемся в помощи тех, кто твёрд. И нам напоминается, паремией этой, в частности, о том, что ангелы свою борьбу перенесли. Они свою борьбу совершили. Всё, что нужно им сделать, они сделали. Они тоже были испытываемы. Они творение, они слуги, они рабы, они служители. Нужно их было тоже испытать. Они были испытаны. Одни обезумели и омрачились, другие сохранились в светлости и укрепились в правде. Поэтому, для того чтобы мы не думали, что у них там всё легко, только у нас, людей, тяжело, нам даётся третья паремия. О дьяволе, который был хорош, был красив, был прекрасен, умён, светел, велик. И что-то случилось такое, что нам никогда не понять. Человеческий ум этого не постягает. И слава Богу, что не постягает. Это невместимо для нашего ума. И вот омрачился. И началось. И пока что ещё не заканчивается. И не закончится, пока мы живы на земле. Вот три паремии, которые мы читали, и я хотел бы, чтобы мы с вами, дорогие христиане, были внимательны к чтениям библейским. Они не исчерпываются толкованием, они глубже наших толкований. Но само чтение их даёт нам больше, чем мы ожидаем. Писание нужно открывать. Само по себе открытое Писание — есть Благодать. И хоть носом ткнуться в открытую книгу — это уже хорошо. Поэтому я, пользуясь случаем, лишний раз говорю себе и говорю вам, находите время для внимательного чтения Писания. Вначале Нового Завета, ибо оно важнее и спасительнее для нас, а потом и Ветхого, по мере обретения духовной опытности и некоего навыка в различении помыслов.

Отец Андрей, благословите. У меня вопрос, как вы относитесь к чуду Архистратига Михаила, когда он дважды в год спасает людей? Когда опускает своё белоснежное крыло в огненную реку… Чудо, поведанное Иоанном Богословом и записанное его учеником Прохором.

Если Иоанн Богослов это сказал и Прохор это поведал, то я «ничтоже вопреки глаголю». Если это какой-то апокриф, то могут быть сомнения, что именно два, и именно раз в год. Может быть больше, может быть двадцать два. И не в год, а в месяц. Может быть всяко. Я не читал такого у Иоанна Богослова и у Прохора. Не встречал. Если это сказал Иоанн Богослов, я полностью ему доверяю. У меня нет никаких сомнений, что Иоанн Богослов говорит всё правильно. Но я имею некую мысль, что, может быть, это какой-то апокриф. Потому что всё, что касается хождения по мукам, т. е. по мытарствам и по местам страданий, что касается того, что в Благовещение «птица гнезда не вьёт», а бесы грешников в аду мучают, то что касается изымания из огненной реки согрешивших, по нескольку человек в определённый период времени, это всё очень правильно и красиво, и на сердце ложится. Но так ли это буквально? Можно подумать. Может быть не так буквально. Поэтому я не дерзаю заглядывать за край, за крышку гроба раньше времени. Поскольку я этого не видел, то ничего категорично говорить не буду. Иоанну Богослову я доверяю. И я верю, что молитва Церкви, молитвы Угодников Божиих, среди которых Михаил (а он Угодник Божий, он угодил Богу, он проявил верность, мужество; он не просто хороший изначально, просто ангел и всё, он — Угодник Божий, он Богу угодил, он доказал свою верность, в нём есть воинский дух, он воин, доказавший верность), молитвы этих существ живых, людей и ангелов, угодивших Богу, они много могут во Спасение человека. Лишь бы было за что зацепиться.

Батюшка, вопросов миллион. Если позволите, несколько, я постараюсь коротко сформулировать. Первый вопрос. Я пришёл в христианство, в православие довольно поздно. И огромное количество грехов за это время накопилось. Причём я даже сперва не понимал, и вообще считал, что я хороший парень, когда пришёл в церковь. Потом мне начала открываться вся чернота моей жизни. И сейчас уже я не помню, что исповедовал, что не исповедовал. Да, я во многом каялся. Но я уже не уверен. Какие-то грехи вспомнились, исповедовался ли я в них, не помню. Я знаю, что есть такая вещь, как генеральная Исповедь, есть Елеосвящение, как быть?.. Второй вопрос. Я вырос в 90-х, мне 40 лет, диплом мой уже не действителен. Я всю жизнь занимаюсь бизнесом, торговлей. Покупаю, продаю. Я каждый день читаю молитвы… Скверноприбытчество — я сразу это слово вижу. Я понимаю, что занимаюсь скверноприбытчеством. Вы как-то говорили, приводили в пример машиниста, который какому-то сербскому старцу писал, так я этому машинисту завидовал белой завистью. Потому что он-то машинист, а я просто торгаш. А с другой стороны, я уже ничего не умею, кроме как торговать, покупать-продавать. Если я прекращу это, останусь без жилья, потому что меня из квартиры выгонят. Как сохранить душевный покой, когда занимаешься торговлей, покупаешь-продаёшь, спекуляцией? Батюшка, ещё два коротких вопроса, если можно. По Украине. Знаю, что для вас это очень больная тема. Когда говорят сейчас, удивляются, вот евреи и бандеровцы, еврейские олигархи и бандеровцы… Это же не совместимо. Но если вспомнить, что практически на этой территории существовала Хазария, то всё логично. Вам не кажется, что это второе издание Хазарии? Когда иудеи будут во главе, а бандеровцы, как террористическая организация, на побегушках. Татьяну Грачёву я вспомнил, «Святая Русь против Хазарии». И последний вопрос. Может ли курильщик войти в Царство Небесное, является ли это грехом?

Поскольку все ваши вопросы социально значимы, и они так или иначе касаются большого числа людей, ведь многие занимаются торговлей, многие пришли в Церковь поздно, многие тревожатся об Украине и многие курят, то вопросы не столько личные, сколько широкие. Я с удовольствием буду на них отвечать, я вижу в них общую пользу.

Поздно пришёл человек в Церковь… Ну что ж, «поздняя любовь моя», говорил Блаженный Августин Господу Иисусу Христу. В сорок с лишним лет Блаженный Августин пришёл в Церковь. Успел после этого написать столько, что за жизнь одному человеку прочитать невозможно. Один из отцов Церкви удивлялся, как он столько написал, что за жизнь невозможно прочитать. Он же не только писал, он же что-то читал, ел, спал, молился, постился, поклоны бил, людям проповедовал. Поздно — это не страшно. Главное, что пришёл. Разбойник, на кресте висевший, ко Христу пришёл за три часа до смерти. Никуда не двигаясь ногами, потому что ноги были пронзённые. Благословите Господа, что вы пришли. И не важно, что поздно. Слава Тебе, Боже. Дай Бог, чтоб приходило больше людей и в любое время.

Много грехов… Знаете что, превратите это в своё богатство. Человек, который мало грешил и знал Бога с детства —  это святой человек, и мы ему завидуем. Но если вдруг покается грешник, а мы знаем из Евангелия, что ангелы Божии радуются об одном грешнике кающемся, то он порадует Небеса своим покаянием. Если человек, отягчённый множеством грехов, приходит к Господу, искренно приходит, по-настоящему —  то, по сути, он превращает свои злодеяния в золотой запас. Ибо ему тяжело было прийти, а он пришёл. Здесь всё меняется. Некоторые, которым повезло родиться в чистоте, прожить в чистоте, будут в Царствии Божием ниже тех, которые в грязи зачались, в грязи прожили, потом покаялись. Они могут высоко взойти. Здесь не нужно спешить. Бог — аптекарь, он будет взвешивать очень точно. Это не страшно.

Что исповедовал, что не исповедовал… Здесь ценно не название всех своих злодеяний, грехов, не это главное. Господь знает число волос на голове. «Власы ваши вси изочтени суть». От нас, при этом, Он не требует, чтобы мы знали количество волос на голове. Он не хочет, чтобы мы считали себе волосы, как мартышки. Не нужно нам считать свои волосы. Он посчитал, а нам не надо. Он знает наши грехи, а мы до конца их не знаем. Поэтому мы каемся в ведомых и неведомых, вольных и невольных, помянутых  и забытых. Если вы обращаетесь к Богу от всего сердца, то не тревожьтесь о том, что вы чего-то не сказали. Это я говорю вам и всем. Если вы обращаетесь к Богу от всего сердца, прошу вас не тревожиться бухгалтерской тревогой, или  тревогой некоего педанта о пылинках, что вы не сказали чего-то. Ты обратился. Т.е. ты стоял к Богу спиной, а теперь повернулся лицом. Всё. Это самая важная вещь. Высчитывать, взвешивать, записывать, архивировать, подшивать —  это не наша задача вообще. На этом пути можно поломаться на сто кусков. Поэтому не занимайтесь подсчётом своих грехов, не мучьте душу мыслями о том, всё сказал —  не всё сказал. Обратитесь к Богу. От смерти к жизни. От грязи к свету. От низа к верху. Обратитесь. И идите к Нему. Падаешь —  вставай, дальше иди, это самое главное. Главное — вектор движения. Не бухгалтерская книжка с подсчитанными грехами, а вектор движения важен в отношении к Богу. Я думаю, на первый вопрос мы ответили. Поздно? Слава Богу, что пришёл! Много грехов — преврати их в сокровище. Когда покаешься в них, они будут тебе в оправдание. Ибо ты был большой грешник, а теперь христианин.

Торговля, покупаю-продаю… Конечно, какой-то машинист, который водит электровозы до станции Бологое из Москвы, наверное завидует тем, кто покупает-продаёт. Думает: «Вот, покупал бы я и продавал, был бы счастливый человек. А я тут ночами не сплю, езжу, вожу составы со спящими пассажирами». Естественно, кто-то покупающий-продающий завидует машинисту. Важно, чтобы каждый понял себя, и был благодарен Богу за то, что у него есть. Раз ваша работа не является служением непосредственно, как она является у врача, педагога, милиционера, священника, юриста, психолога, спасателя, пожарника (они работают служа: они спасают, лечат, защищают, вразумляют, учат), вы покупаете и продаёте  —  покупайте и продавайте. Христос да благословит вас на ваши труды покупания и продавания. Покупайте и продавайте себе не в минус, себе в плюс. Из плюса этого кормите семью, арендуйте квартиру, и прочее, а также отделяйте нечто для тех, кто не может работать. По старости, болезни, одиночеству. Заработанные деньги, заработанный плюс, деньги-штрих по марксовой формуле делите правильно. Оставляйте себе и кому-то помогайте. Если вы с тысячи заработанных рублей десять рублей дадите кому-то, если с миллиона рублей вы отделите столько-то десятков тысяч кому-то, то это отданное в нужные руки оправдает заработанное. Вот я заработал, скажем, две тысячи долларов, взял двести долларов из них, это десятина чистая, отдал тому, кому надо. Значит, тысяча восемьсот оставшихся долларов освятились фактом отдачи. Отданное освящает оставшееся. Это закон Божий. Ты отдал, и то, что осталось, уже святое. Если ты заработал честно, конечно. Если не с ножом к горлу ты забрал у кого-то эти доллары. Поэтому, вы работайте. Покупайте и продавайте. Ничего страшного. Кто-то печёт хлеб, кто-то продаёт хлеб. Кто-то пашет, сеет, убирает, молотит, возит. Кто-то его печёт, кто-то развозит испечённый хлеб по магазинам, а кто-то просто его продаёт. Принимает товар и продаёт. Кого мы из них унизим? Пахаря не унизим, пекаря не унизим, водителя не унизим, но и продавца не унизим. Надо же кому-то продавать! Не будет же водитель продавать хлеб. Или пахарь. Пахарь пашет, водитель возит. Поэтому вы в этой цепочке занимаете своё звено. Ничего страшного, прекрасно, продавайте и покупайте. Не обманывайте покупателя, не продавайте залежалый товар как новый, не расхваливайте гадкий товар, не делайте намеренно подлостей покупателю. И заработанные деньги делите так, чтобы кому-то с них было немножко хорошо. Немножко лучше, чем есть сейчас. Вы правильно поступите, и ваше сердце будет иметь покой. Я однажды читал такое мудрое изречение, что когда человек попадает в будущий мир, его спрашивают несколько вещей. Это дохристианская еврейская мудрость. Это ещё Господь наш Благословенный, Христос, во чрево Марии не вошёл и не вышел человеком. Они говорили так: «Кто в будущий мир попадёт, его четыре вещи спросят. Первое — справедливо ли ты занимался своими делами? Второе — искал ли ты время для чтения Писания в течение дня? Третье — хотел ли ты детей? Четвёртое — верил ли ты, что Мир неисправим без Мессии?» Потому что только Мессия может поставить всё на свои места, а человеку невозможно исправить Мир. Очень важные вещи. Первая из них — справедливо ли ты работал, был ли ты честен в своих трудах? Потом, искал ли ты время для Писания, т. е. любил ли ты Господа, по сути, и Его слова? Хотел ли ты детей? Не имел ли, но хотел ли? Потому что многие хотят, но не имеют. Многие имеют, а не хотят. И наконец, верил ли ты, что Мессия всё исправит? Что человек не может исправить мир, мир глубоко болен, без Мессии не обойдёшься. Слава Христу, Христос всё поставит на свои места. Так что торговля это нормальное занятие, лишь бы только правильно делать свои дела. Со всеми остальными вытекающими последствиями.

По Украине. Евреи, бандеровцы, Хазария… В принципе, схема работает. Ещё два года назад я бы сказал: «Да ну, перестаньте, это мракобесие». А сегодня я вам скажу так: то, что вы сказали, работает. Очевидно, это похоже на правду.

Я не думаю, что курить — это похвальное занятие. Но я и не думаю, что курение — это самая страшная вещь, которая запрещает людям входить в Царствие Небесное. Поэтому я не могу благословить человека курить, но не могу сказать: раз ты куришь —  ты пропал. Примером тому является страстотерпец Царь Николай. Он курил. И мы знаем это. Но это не мешает нам любить его и смотреть на него как на великого человека, который выпил свою чашу скорби до конца. И папироса, которую он выкурил, скажем, за день до расстрела в Ипатьевском доме, не помешала ему войти в Царство Небесное. Всё, что он нёс на себе —  и он, и его семья было столь грандиозно по тяжести и скорбности, что там все папиросы мира ничего бы не испортили. Вот яркий такой пример. Понимаете, абсолютное безгрешие — это одно, а святость — это другое. Абсолютно безгрешен только Господь. Господь абсолютно безгрешен и свят и прочее —  прочее. Мы святые по призванию. Это не значит, что мы абсолютно безгрешны. И праведник не безгрешен, и святые все не безгрешны. О чём плачут святые — о грехах своих. Святость человеческая и безгрешие — это не одно и то же. И не думаю, что курение запрещает войти человеку в Царство Небесное, если человек борется. Может поборет эту страсть, дай Бог побороть. Мы знаем, кто не наследует Царства Божиего: блудники, малакии и прелюбодеи, скотоложцы, мужеложцы, сребролюбцы (сребролюбие — это идолослужение)… Там это перечисляется у апостола Павла. Там есть длинный перечень людей, которые не войдут в Царствие Божие. Курильщиков там нет. Это не значит, что это карт-бланш на то, чтобы курить дальше, но это значит, что не нужно уделять чрезмерное внимание греху, который не является самым страшным. Например, не прощать людей нельзя. Поссорился и не простил, не попросил прощения — это гораздо более серьёзно, нежели мясо в пятницу съесть. Потому что Евангелие, молитва «Отче наш», говорит нам об одной главной моральной вещи — «Остави нам долги наши, как мы оставляем должником нашим». Т.е. если мы ничего не оставляем, то и нам ничего не оставляется. Стоит только никому ничего не прощать, да хоть ты постись с утра до вечера —  ну и что толку с того, если ты злой, как демон. Поэтому, я бы не ставил курение в самый главный перечень грехов. Есть другие святые, подлинные святые, которые имели эту слабость. Особенно в Греции, на Балканах, там, где курение было насаждено турками, привито к культурному коду, многие выдающиеся архиереи позволяли себе курить трубку или сигару. Но это архиереи… Многие из нас подмёток их не стоят. Это были великие люди. Я специально не буду называть имён, но есть такие примеры. Вы бросайте курить, но не делайте проблемы с этого. Потому что проблема не такая большая, как кажется. У старообрядцев курение стоит в одном ряду вместе с кофе, чаем и картошкой. Кофе, чай, табак и картофель — это четыре проклятых зелья на земле. Мы  к картошке привыкли, кофе пьём… А любой старообрядец вам бы сказал, я не знаю, как сейчас, может быть, сейчас по-другому думают, а раньше… «Ты что, кофе, чай пьёшь? Всё, ты не спасёшься. Ты морс пей, а чай не пей». В общем, это не столько грех, сколько слабость. Не убийственная для души при условии, что человек борется с собой и старается вести христианскую жизнь. Так мне кажется. Я могу ошибаться. Многие, возможно, меня осудят, но с этим можно потерпеть. А другие вещи терпеть нельзя. Мир вам и благословение Божие.

Здравствуйте. Благословите, отец Андрей, раба Божия Лидия, Нью-Джерси, Америка. Слава Богу и первая благодарность Господу за то, что он нам подарил вас, отец Андрей. Низкий вам поклон за ваши труды, душеспасительные беседы и книги. Очень их ждём, любим вас, молимся, и просим ваших молитв от всех православных, живущих в Америке. Я сама киевлянка и два года назад Господь сподобил встретить Пасху в вашем храме Святителя Луки Крымского. Это было незабываемо. Спаси вас Господи и ваших близких. У меня вопрос такой. Я в браке 23 года и мой муж иудей. Сын, к сожалению, тоже не крещён. Потому что сама пришла восемь лет назад после онкологии к Богу и слава Богу за всё. Моей семье было очень тяжело поначалу принять всё, что происходит, но, с Божьей помощью, как-то смирились. Есть ли у некрещённых ангел-хранитель, что говорят святые Отцы? И ещё вопрос. Объясните пожалуйста всем, кто живёт с неправославными мужьями и жёнами… По словам апостола Павла «От верующей жены неверующий муж освящается». Как это правильно понимать, как этому следовать и на что надеяться, если вдруг наши сродники, не дай Бог, всё-таки не придут к православию и крещению? Спасибо.

Я понял, милая моя. Вообще, я умиляюсь. Ангел Божий, он делает службу Божию, он делает не то, что хочет, а то, что Бог прикажет. А Бог любит всех людей. У него не забыты ни китайцы, ни евреи, ни тунгусы, ни монголы. И те, кто некрещёные, они всё равно все любимые, нужные, званные и призванные. Поэтому, конечно ангельские Силы пекутся и о них, иначе им конец был бы всем. Пораздирали бы бесы на части, на куски этих людей, если бы не хранил их Господь, в т.ч. и руками ангельскими. Что касается людей, которые живут в браках с некрещёными, неверующими, иноверующими —  поступайте по Посланию к Коринфянам: «Если какая жена верующая имеет мужа неверующего и согласна с ним жить, пусть живёт. Верующая жена освящает неверующего мужа. Вы приобретайте их без слов, — так пишет апостол, — приобретайте мужей своих без слов». Вы уже прожили 23 года в браке. Проживите ещё, дай Бог, два-три годика чуть-чуть терпеливее, чуть-чуть внимательнее к мужу, чуть любовнее к нему, чуть-чуть с молитвочкой к нему и к Господу о нём. Я думаю, вы ещё порадуетесь, ещё Нью-Джерси узнает об одном еврее, который стал христианином. Я думаю, это будет сто процентов, потому что Бог добрый, сильный, и Он творит чудеса. Нужно жить, так сложилась судьба наша, так получилось у нас, живут одни с другими, третьи с пятыми, мусульмане с христианами, христиане с иудеями. Надо с пониманием относиться к сложностям современного бытия. И нужно смиренно христианину нести свой крест, с любовью относясь к своим родным. Желаю, чтоб дети ваши покрестились, Христос да даст им такой подарок. И муж ваш, желаю, чтоб не препятствовал крещению детей, а со временем чтобы он сам узнал Иешуа га-Машиах. Это еврейский Мессия. Иисус Христос, Он пришёл в первую очередь для них. К своим пришёл, а свои Его не приняли. Поэтому, продолжайте терпеливо жить, красиво жить, мудро жить, трудолюбиво жить. Добрые женщины приобретают мужей без слов, одной только чистой жизнью.

Мир вам! Воскресший Христос да будет со всеми нами. Аминь. До свидания.

 

 

FavoriteLoadingДобавить в избранные публикации